понедельник, 27 июня 2016 г.

"Библиотечная" баба Груня


Если подняться по красивым ступенькам крыльца весьегонской центральной библиотеки, открыть за ручку резную дверь и пройти несколько шагов направо, войдешь в отдел Делового информационного центра. Компьютеры вдоль стены, читатели, деловая обстановка.
 Но память подсказывает и напоминает каждый раз, когда я вхожу в этот отдел, другое - здесь, посреди комнаты стояла огромная русская печь с подтопком, которая делила комнату на кухню и маленький зал. Кухня была крошечная, не было кухонных полок, кухонной утвари, хлеб хранился в мешочке. На окнах висели почему – то, скорее из бедности, разные занавески на нитках, закрученных на гвоздики, вбитые по сторонам окна. Глаза сразу выхватывали железную кровать с медными шишечками, множество подушек и серую, заштопанную  шаль, которая всегда свисала с кровати. На стенах фотографии в рамках, фотографий много, скорее всего, был помещен весь семейный альбом.
 За библиотекой был огород, на котором росли овощи и даже небольшой участок картофеля. Часов около 11 раздавался снизу голос бабы Груни Деминой:«Картошка готова, приходите! Только хлеба нет…». Баба Груня…" Библиотечная баба Груня,» - называли мы ее, молодые библиотекари, только что поступившие на работу. И никому ведь в голову не приходило спросить отчество той доброй старушки, которая и дверь нам утром открывала, и закрывала вечером библиотеку изнутри на большой крюк, говоря: « Идите с Богом, я посторожу». Еще любила наша баба Груня с читателями беседы вести про старину, всех весьегонцев вспоминать. К таким длинным беседам присоединялся всегда и  Ю. В. Кузнецов – библиотекарь абонемента, память у него была отменная. Учила нас баба Груня и жизненным премудростям:" Нельзя женщине ругаться, земля на семь метров горит". Время шло, и наша баба Груня выхлопотала себе новую однокомнатную квартиру в центре города, к которой так и не привыкла. Встречая нас, она жаловалась на холод, бетонные стены,шум базара, ей так не хватало тепла купеческого дома…Часто заходила в библиотеку, проходила по коридору первого этажа, стояла возле своей квартиры, вздыхая.
Старый крюк и сегодня висит на своей стене, напоминая о далеком времени.
На фото: верхний ряд - Федина В. П., Ольховская Т. Л., Васильева З.А., Бобошина Л. И с дочерью Леной, Гришина А. М., нижний ряд - Дубинина Т. Е. , баба Груня, Орлова Т. И.

четверг, 23 июня 2016 г.

«Врач городской больницы» (Першина Елизавета Александровна)

Однажды, к нам в руки попали интересны документы, которые долгое время лежали на чердаке дома по улице Кирова.
Марина Борисовна Колесникова (Тюлина) принесла нам на кружок несколько фотографий и свидетельство об окончании Ленинградского Медицинского института Першиной Елизаветы Александровны.
Меня эта тема заинтересовала, и я захотела узнать об этом враче больше. Информацию оказалось найти очень трудно. В библиографическом словаре о ней сведений не представлено, информацию пришлось собирать из обрывков ее автобиографии. Елизавета Александровна родилась в 1900 году в городе Весьегонске Тверской губернии.
Автобиография Першиной Е. А.
Среднее образование Елизавета Александровна получила в Весьегонской женской гимназии, которую окончила в 1918 году - это последний выпуск гимназии. Гимназия давала глубокие и прочные знания выпускницам. Выпускницы старших классов могли преподавать для земских школ, но в 1918 году гимназия перешла в ведение отдела образования. После гимназии с 1918 по 1919 года Елизавета Александровна училась на одногодичных педагогических курсах в городе Весьегонске, и с 1919 по 1922 года она работала в сельских школах, сначала в Быковской школе Кесемской волости Весьегонского уезда, затем в Озерской школе Перемутской волости того же уезда.
Семья Першиных 
(Елизавета Александровна (первая слева) и её родители) 
В 1922 году Елизавета Александровна поступает учиться в Ленинградский Медицинский Институт, который заканчивает в 1927 году.
Свидетельство об окончании института подписано Скробанским Константином Клементьевичем - профессором акушерства и женских болезней, Лихачевым Алексей Алексеевичем – профессором фармакологии и токсикологии.
Свою врачебную деятельность она начинает с конца 1927 года временным стажером в городе Новгороде, а в ноябре 1928 года молодого специалиста направляют работать заведующей врачебно-амбулаторным пунктом в деревне Мидворье Мало-Вишерского района Ленинградской области. Здесь молодой специалист набирался опыта, оказывая медицинскую помощь.
Елизавета Александровна проработала здесь до октября 1931 года и была вынуждена уволиться по собственному желанию.
В феврале 1932 года поступила работать в Бологовскую железнодорожную поликлинику, где работала врачом кареты скорой помощи. В декабре 1934 год мужа переводят на другое место работы, она вынуждена следовать за ним в Мало-Вишерскую железнодорожную поликлинику.
Мало-Вишерская поликлиника Октябрьской железной дороги, 1938 год 
В 1935 году во время работы училась на курсах усовершенствования врачей по терапии в Ленинградском институте усовершенствования врачей в течение трёх месяцев. 
Позднее Елизавета Александровна заболевает брюшным тифом с осложнениями и с января по ноябрь 1937 года имела перерыв в работе по второй группе инвалидности. В конце 1937 года она вновь выходит на работу в поликлинику в качестве врача терапевта на приёме.
Ленинградский Государственный Институт усовершенствования врачей 1 терапия, с 1 марта по 1 июня 1935 года 
В 1941 году 23 ноября была эвакуирована вместе с другими работниками поликлиники из Ленинградской области. Эвакуировалась на родину в Весьегонск. Осложнения после старой болезни (инвалидность 2 группы) вновь дали о себе знать и работу пришлось оставить до марта 1943 года. 
В нашей больнице Елизавета Александровна с 1943 года работала врачом помощи на дому, а с 1947 года врачом терапевтом на приёме. 
Я собрала информацию о Першиной Елизавете Александровне лишь до 1955 года, дальше, увы, история обрывается. Мне очень хочется узнать о ней больше, так как она работала в военное время в нашем городе, оказывала помощь в сложные послевоенные годы. Может, кто-то заинтересуется этой темой и поделится со мной фактами из жизни Елизаветы Александровны!
Работу выполнила Курочкина Ульяна,
обучающаяся 5-Б класса
МБОУ «Весьегонская СОШ»
руководитель работы Полубенцева Е. В.

понедельник, 20 июня 2016 г.

Дюдиковские были.

Наша деревня Дюдиково расположена на левом берегу реки Себла в одном километре от границы с Брейтовским районом Ярославской области. В 50-е гг. XX века Дюдиково объединилось с деревней  Поповка, которая, как следует из переписной книги Ярославского уезда за 1646 год, зафиксирована как единственное чисто карельское поселение весьегонской части Верховского стана. Обе деревни возникли на месте одноименных пустошей усилиями карел-переселенцев. Все эти сведения взяты из краеведческого словаря.
Березовая роща
         В нашей деревне не было архитектурных памятников, исторических сооружений, зато славится наше Дюдиково березовой рощей. Не так давно ей присвоили статус памятника природы, но про происхождение нашей рощи ходят разные были. Один из таких рассказов записан со слов Зайковой Марии. Эту историю я и хочу вам поведать. 
До революции земля, которую занимает сейчас роща, принадлежала Николо-Высоцкой церкви, и владел этой землей священнослужитель. Здесь стояла церковно-приходская школа, и несколько раз в неделю приезжал он и учил детей. Землю он не обрабатывал, а завел пчел и огородил землю тесовой изгородью. Но пасека просуществовала недолго, пчелы были завезены с Кавказа и нашего климата не выдержали, погибли. Земля стала зарастать березами. После революции школу переоборудовали в сельский клуб. Изгородь упала и сгнила. Учительница Т. Скородумова со своими учениками привели рощу в культурный вид. На месте сельского клуба в 1934-1935 гг. силами колхозников был построен Народный дом. Он был собран из двух раскулаченных домов.  
В наши дни роща – это любимое место отдыха и прогулок для местных жителей, для гостей нашей деревни, для детей и молодежи. В жаркое лето можно укрыться в тени берез, пособирать грибы, нарвать букет цветов и просто отдохнуть.
Маврин лог
Со стороны Дюдиковской Поповки, если идти за деревней, не доходя до рощи, есть лог, который называется «Маврин лог». Почему он так называется, мало кто знает, а вот его история.
 Это было очень давно: идешь из деревни Поповка в Дюдиково, надо переходить мостик, он перекинут через ручей. Сейчас там не глубоко, за годы его замыли пески. Вода в нем бывает только весной, и талые воды несет логом в речку Себлу. Но вот в начале прошлого столетия лог этот был глубокий, и воды было в нем много. По берегам лога в один ряд ютились маленькие ветхие избенки, крытые соломой, даже вход в них был прямо с улицы. Жители этих избушек бедняки-бобыли. У них не было ни земли, ни скота. Бобылям не разрешалось строить свои хибарки в деревенский ряд на видное место или как называли его «красный посад». Там могли строиться только богатые люди: торговцы, мясники, мельники. Деревенский староста строго следил за этим. Вот в одной такой ветхой избушке, на берегу лога, жила старушка Мавра. Она тоже имела свое ремесло: летом собирала траву и лечила людей, была она знахарка. Ходила повитухой к роженицам, имела Мавра еще одну отвагу: зимой на крещение, в 12 часов ночи, ходила она купаться в этот лог. И в великий четверг тоже купалась для очищения грехов. С тех пор прошло почти два столетия, но в народе так и осталось название «Маврин лог», в честь Мавриной отваги.
                                                       Лужки
         По правую сторону реки есть два лужка. Раньше эти луга принадлежали крестьянам из деревни Дюдиково. Дальний луг, который ближе к деревне Беняково, называли «спорным», потому что очень много дюдиковские и беняковские из-за него спорили, но все- же завладели этим лугом дюдиковские. А ближний лужок называется по-карельски «Кижа-луга», что по-русски означает «игральный» лужок. Этот луг так назвали очень давно. В восьмое воскресенье, после пасхи собиралась на нем молодежь из окрестных деревень, приезжали мелкие торговцы. Теперь часть этого лужка заливает вода, а горка, на которой собиралась молодежь, заросла лесом. Тех уж нет давно, а название сохранилось.
 Дорки
         Еще в Дюдикове есть колхозные поля, которые называются «Дорки». На месте этих полей было два болота. Одно называлось «Родниковый угол», второе «Медвежий угол». «Родниковый угол» называли так из-за большого количества родников, расположенных в этом месте, а у «Медвежьего угла» своя история. Более двухсот лет назад на этом месте рос вековой лес. В этот лес выезжал на охоту местный граф Мусин-Пушкин со своими егерями и гончими собаками. Убили они большую медведицу, а медвежат выловили живыми, вот и прозвали в народе этот угол «медвежьим». 
Со временем лес вырубили, стали болота косить, но пользы было мало. Если лето дождливое, то не проедешь туда за сеном. Первые годы коллективизации колхоз решил вспахать эти места и засеять, но не собрали с этих полей даже того, что посеяли. Так эти земли и запустили. 
Колачава Л.А., Дюдиковская сельская библиотека