суббота, 29 ноября 2014 г.

Чистая Дуброва. Живи, мое село родное.

Конкурс "Я в глубь веков с волнением гляжу..." 
С  1 марта 2014 года библиотека начала вести исследовательскую работу по истории села Чистая Дуброва, в которой она находится. В библиотеке оформлена выставка «Живи, мое село родное»,  где собран весь найденный материал о селе: книги, статьи, фотографии.
Расположение

Село Чистая Дуброва Чамеровского сельского поселения расположено в 35 км к югу от Весьегонска и в 6 км к северо-западу от села Чамерово, находится на берегу речки Смородинка, на шоссе Весьегонск – Брейтово (в 19 веке Ярославско-Моложский почтовый тракт). От Твери 200 верст. Севернее подошва Овинищенской возвышенности с высотами до 120 метров. Ручьи Смородинка и Ботья, он же Малиновский (Менде) - правые притоки реки Черной (у Менде - Лиственки). К северу и северо-востоку - крупный лесо-болотный массив. В непосредственной близости от селения торфяное месторождение. Расчистки с запасами торфа 74000 м. куб. Почвы от супесчаных до глинистых.
История
       Название деревни - две части по характеру лесной растительности. Название составное, от чистый - «светлый, ясный» и дуброва - «дубовый лес с примесью других лиственных пород»; «густой, дремучий лес»; «чаща леса»; «чистопородный лиственный лес»; «лесной покос»; «заповедная роща». Еще говорят, называлось так якобы потому, что здесь была усадьба с дубами. Вероятно, возрождено карелами-переселенцами в 1630 - 50-е годы на месте более древнего, но запустевшего к началу 17 века одноименного селения. Поскольку о карелах-старообрядцах Тверской губернии и до сих пор нет полноценных исследований, позволю себе привести названия карельских старообрядческих сел и деревень, из материалов Лебедева А.И: …Чистая - Дуброва Весьегонского района. Коренных карелов, по мнению местных жителей в 1980 годы уже не осталось. В 1682 году было уже селом с деревянной Покровской церковью.       Село Чистая Дуброва состояло, по воспоминаниям старожилов, из двух посадов. По левой стороне находился Красный посад – «левая восточная сторона, лучше, чем на правом посаде».      Другие старые названия частей села: Пошехонье, Горка, где на праздник Тихвинской иконы Божьей матери устраивалась ярмарка, и середка, сгоревшая в 1937 году, вокруг существовавшей и поныне кирпичной колокольни. В 1930-1940 годах переселенцами из затопленных русских деревень Замоложья была построена новая часть села - Поселок.

    Дома строились крепкие, добротные. Предпочтительным материалом для строительства дома была сосна. Деревенские плотники, хорошо знавшие традиционные ремесленные приемы, охотно рассказывали о них. Для сруба избы бревна рубили «в угол», а старинный способ рубки «в иглу», использовали при строительстве житниц, клетей, сараев, риг. На хозяйственные постройки шли еловые, реже березовые бревна. Помнили, что «сараи для сена крыли соломой». Соломенная крыша стоит приблизительно 15 лет. А объясняя устройство косых изгородей, называемых по-русски - огороды, а по карельски - курренайда, подчеркивают «эти изгороди и красивые и прочные».
     Окоренные стволы, или крупные ветки, уложенные по косой, действительно напоминают раскрытое крыло птицы. Изредка остатки таких изгородей встречаются в карельских деревнях и сейчас. Село Чистая Дуброва было зажиточное, славилось трудолюбием. Жители деревни - рачительные труженики, по окончании полевых работ ничего не должно оставаться в поле, риге. Деревня, ее жители, девушки и парни, ценились по труду. Трудолюбивые славились на многие километры. А если из-за лени кто-то не справился, то говорили «с тюрей остался» и смеялись над ними. У каждого на усадьбе были житницы – два сарая для сена (рига и гумно). Хлеб то убирали, как хорошие погоды, так на ладонь. Настелют соломой и жердям молотили. 
В сельнике - айта, хранились ткани, там и молодых спать клали. Толчеи и шатровка были на Горке. «Итак, образ родной деревни олицетворял собой самые главные крестьянские добродетели ее обитателей: трудолюбие, хозяйственность, достаток и порядочность, бережное и уважительное отношение к земле, природе». Из этого очевидно, что признаками достатка было крепкое хозяйство, обеспечивающее полный цикл аграрных работ, автономность, самоценность крестьянского образа жизни.

Поддерживал общественный порядок в деревне - сельский сход, сходка. Здесь решались все деревенские вопросы: нанимали согласно договору пастухов на летний период, подтверждали очередность земельного передела по жребию и другие вопросы.
   История деревни - это прежде всего история рода и местных кланов старопоселенцев. 
 На вопрос, как поселились здесь карельские деревни, сразу начинают вспоминать и перечислять фамилии старожилов и их родственников. Меньше всего сохранилась память о социальном происхождении деревни. Мало кто из сельчан, даже старшего возраста, мог сказать, кем были ее жители: крепостными, удельными или монастырскими, не всегда могли назвать фамилию местного помещика, хотя еще их деды были крепостными крестьянами, и скорее всего, рассказывали детям и внукам о прежней жизни. 
  1660-х годах село входило в состав дворцовой карельской Чамеровской волости. Статус дворцовой сохраняло до создания удельного ведомства в 1797 году, после чего до реформы 1861 года вошло в число удельных. С 1863 года в общей системе сельского управления. До 1918 года село являлось центром Чисто-Дубровского церковного прихода, объединившего в 1901 году 12 населенных пунктов с 212 дворами и 1678 прихожанами (779 мужчин и 885 женщин), все карелы. 
   В конце 19 века основными занятиями жителей деревни были заготовка леса и дров, плотничество, извоз. В 1872 году в Чистой Дуброве открылось земское училище, попечителем которого был Климашевский Владислав Каспарович. «При внимательном наблюдении о состоянии училищ и усердия наставников, что вполне заслуживают поощрения, как по своим трудам, так и по знанию своего дела всем лицам можно дать пособие по 25 рублей. Чисто-Дубровское земское училище - настоятель Попов С.» - говорится в Протоколах Весьегонского Уездного Земского Собрания за 1872 год.
Школа


 










С 1884 года в селе работала церковно-приходская школа, размещавшаяся в специально для нее построенном здании. В местной школе карельские дети обучались вместе с русскими. Однокомплектная. 50 учащихся (в 1900 году в уезде открылось 32 ЦПШ). После революции стала называться просто Чисто-Дубровская школа (семилетка). Преподавали тогда супруги Гуляевы (на фото слева). Позднее в школе осталось только 4 класса (1969-1970 гг). С 1967 года, в школе много лет проработали: Бобошина Елизавета Николаевна и Богданов Иван Федорович (на фото справа). Несколько лет в шестидесятых годах в Чисто-Дубровской школе учительницей работала Вера Петровна Федина (позднее завклубом в Чистой Дуброве). Муж Веры Петровны - Федин Евгений Васильевич тогда был назначен мастером Чисто-Дубровского молокозавода. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
     По другой версии Чистая Дуброва основана на месте вымерзшей дубравы в 16 в. и первое упоминание относится к 1562 году. Основное население села составляли тверские карелы. В 1930 году при переписи были допущены по разным причинам неточности и в число карельских деревень Весьегонского района не попали издавна заселенные карелами Иван-Гора, Чамерово, Чистая Дуброва и другие деревни. В 1873 году в селе Чистая Дуброва проживало 330 жителей-карел (по списку карельских деревень, составленных Д.И.Рихтером). 
    Узкая полоска карельской территории от Чамерова, Романовского, Чистой Дубровы, Кесьмы на северо-востоке, шириной в 25-30 км постепенно расширяется к югу-западу. Здесь она ограничена железной дорогой Москва - Санкт-Петербург. А в переписной книге Чамеровской волости за 1682 год описаны 64 карельских поселения, в том числе и село Чистая Дуброва. 
   Ярославско-Петербургский тракт, связавший в начале 19 века новую столицу русского государства с Поволжьем и далее с Уралом и Сибирью проходил через Большое Овсяниково, Неганово, Старое, Григорево, Шарицы, Бодачево, Весьегонск, Живни, Крешнево, Суково, Чистая Дуброва, Чамерово, Никола-Высока и т. д. Везде, по пути находились постоялые дворы и трактиры, был постоялый двор и в селе Чистая Дуброва. Почтовые станции размещались в Николо-Высоке, Сукове, Чистой-Дуброве, Чамерове и т.д. 
К началу 18 века в одной только Чамеровской карельской волости было построено в 1866-1924гг –  на реках не менее 15 мельниц, в том числе и в селе Чистая Дуброва «на пруду».
    Административная единица в составе Весьегонского уезда - Чамеровская волость:
центр с. Чамерово
в 1924 - 1927гг - д. Суково
в 1927- с.Чистая Дуброва
с 1937 г - Чисто-Дубровский с\с.
    В 1929 году волости, уезды, губернии были ликвидированы, и было введено новое административно-территориальное деление: области, районы, округа.
     В 1921 году в волости было 14 сельских советов, в том числе и Чисто-Дубровский. В марте 1924 года волость была расширена за счет селений Телятинской волости, сельские советы тоже были укрупнены, и к 1925 году их осталось 10, в том числе и Чисто-Дубровский. А в 1930 году в район входили 46 сельских советов, и в их числе – Чисто-Дубровский, в 1937 – 31 с\с. с 1950 г. - Чамеровский с\с, хотя до 1998 г. - находился в с.Чистая Дуброва, а в 1998 году переведен в с. Чамерово и называется Чамеровское сельское поселение.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Головкин А. Н. История Тверской Карелии. 2-е доп. изд. - Тверь: ЧуДо, 2001.-302 с.
  2. Головкин А. Н., Карелы: от язычества к православию. Тверь. Издательство Студия-С, 2003—175 с.
  3. Лебедев А. И. Тверская Карелия. Рукопись. 1980-1984// ГАТО. Ф. Р-1523. Ед. хр. 5. Л.59. 
  4. Протоколы Весьегонского Уездного Земского Собрания за 1872 год.
  5. Д. Рихтер. Списки тверских карельских деревень за 1873 год. Хельсинки, 1904 г.
  6. Тверская губерния. Административно-территориальное деление (1917-1929 гг.): Справочник / Сост. В.Н.Середа. Тверь, 1992. - 292 с. 
Т.И.Орлова, библиотекарь Ч.Дубровской сельской библиотеки.
(продолжение следует)

1 комментарий:

  1. как не осталось еще в чистой дуброве живет чисто кровный карел володя рягин и еще кое кто есть

    ОтветитьУдалить