К 100-летию А.В. Караганова
Караганов Александр Васильевич — советский и российский киновед, кинокритик и литературовед; доктор искусствоведения (1969). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Александр Караганов родился 24 августа (6 сентября) 1915 года в деревне Мартыново Весьегонского уезда (ныне Устюженский район Вологодской области) в семье Маривьяны Васильевны и Василия Андреевича Карагановых, где кроме Александра были дети: Михаил, Зоя, Антонина.
Вскоре семья переехала в уездный центр. Здесь, в Весьегонске, прошло детство и юность Александра. Здесь он учился в школе и уже старшеклассником стал писать заметки в местную газету «Колхозный призыв».
Свою литературную деятельность А. Караганов начинал в 1931 году как журналист, работая в Весьегонске корреспондентом районной газеты «Колхозный призыв». Николай Степанович Зелов, известный историк, архивист, краевед и племянник А.В. Караганова в статье «Пришел в газету пятнадцатилетним пареньком» так вспоминает об этом событии: «Весной 1931 года бюро Весьегонского райкома комсомола приняло решение «досрочно отозвать тов. Караганова с учебы в школе и направить на работу в редакцию районной газеты «Колхозный призыв». Так началась трудовая жизнь земляка, ставшего видным деятелем отечественного театра и кино. Именно весьегонская газета дала Александру Васильевичу путевку в жизнь». Работая в газете, Александр Караганов вел переписку с селькорами, совершал частые поездки в села и деревни района, участвовал в редакционных рейдах. Отсюда он был направлен на учебу в Московский Институт истории философии и литературы (ИФЛИ), который окончил в 1939 году.
В годы сталинских репрессий (1938 г.) у Александра Васильевича погибает в тюрьме отец. В дальнейшем Александр Васильевич, работая и проживая в Москве, будет постоянно помогать матери и сестре Антонине.
Вместе со своими сверстниками ушёл на фронт. Осенью 1941 года в составе народного ополчения защищал столицу от немецко-фашистских захватчиков. В битве под Москвой был тяжело ранен и несколько месяцев лечился в одном из уральских госпиталей. Затем около трех лет был комсомольским вожаком, секретарем Челябинского обкома ВЛКСМ. Там он написал брошюру о трудовом подвиге молодежи Урала в годы войны и публиковал статьи в областных и центральных газетах.
В конце войны, в 1944 году, начал ответственную работу во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС). Будучи заместителем председателя ВОКСа, встречался с известными деятелями литературы и искусства, был на приеме у Сталина (1946 г.).
С 1945 года публиковал статьи по вопросам литературы, театра и кинематографа; в 1945‒1947 годах был ответственным редактором журнала «Советская литература» на английском языке. Трагические события, травля выдающихся деятелей отечественной культуры в конце 40-х – начале 50-х гг. не миновали и Александра Васильевича.
В 1947 году в связи с арестом отца, позже реабилитированного, был исключён из партии и уволен с работы. Но тяжелое испытание не сломило его: он пишет статьи, которые друзья публикуют под своими фамилиями, а гонорар передают автору. Друзья помогают ему устроиться на скромную должность в редакцию журнала «Театр», поступить в заочную аспирантуру одного из московских вузов. После он успешно защитил диссертацию о критическом реализме Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, написал монографию о творческом пути советского драматурга А. Афиногенова, воспоминания о К. Симонове, десятки статей о советском и зарубежном кино.
Дружил с А. Твардовским и другими сотрудниками и авторами журнала «Новый мир».
В этом передовом журнале несколько десятилетий возглавляла отдел поэзии жена Александра Васильевича - Софья Григорьевна Караганова (1917/1918), первая жена поэта Евгения Долматовского.
Александр Васильевич Караганов оказал поддержку театру «Современник».
В 1958 году А.В.Караганов был назначен главным редактором, а в 1960-м ‒ директором издательства «Искусство», занимал этот пост по 1964 год. С 1964 года он занимался преподавательской деятельностью в Академии общественных наук при ЦК КПСС; с 1970 года был профессором. С 1965 года был секретарём правления Союза кинематографистов СССР.
Свою литературную деятельность А. Караганов начинал в 1931 году как журналист, работая в Весьегонске корреспондентом районной газеты «Колхозный призыв». Николай Степанович Зелов, известный историк, архивист, краевед и племянник А.В. Караганова в статье «Пришел в газету пятнадцатилетним пареньком» так вспоминает об этом событии: «Весной 1931 года бюро Весьегонского райкома комсомола приняло решение «досрочно отозвать тов. Караганова с учебы в школе и направить на работу в редакцию районной газеты «Колхозный призыв». Так началась трудовая жизнь земляка, ставшего видным деятелем отечественного театра и кино. Именно весьегонская газета дала Александру Васильевичу путевку в жизнь». Работая в газете, Александр Караганов вел переписку с селькорами, совершал частые поездки в села и деревни района, участвовал в редакционных рейдах. Отсюда он был направлен на учебу в Московский Институт истории философии и литературы (ИФЛИ), который окончил в 1939 году.
В годы сталинских репрессий (1938 г.) у Александра Васильевича погибает в тюрьме отец. В дальнейшем Александр Васильевич, работая и проживая в Москве, будет постоянно помогать матери и сестре Антонине.
Вместе со своими сверстниками ушёл на фронт. Осенью 1941 года в составе народного ополчения защищал столицу от немецко-фашистских захватчиков. В битве под Москвой был тяжело ранен и несколько месяцев лечился в одном из уральских госпиталей. Затем около трех лет был комсомольским вожаком, секретарем Челябинского обкома ВЛКСМ. Там он написал брошюру о трудовом подвиге молодежи Урала в годы войны и публиковал статьи в областных и центральных газетах.
В конце войны, в 1944 году, начал ответственную работу во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС). Будучи заместителем председателя ВОКСа, встречался с известными деятелями литературы и искусства, был на приеме у Сталина (1946 г.).
С 1945 года публиковал статьи по вопросам литературы, театра и кинематографа; в 1945‒1947 годах был ответственным редактором журнала «Советская литература» на английском языке. Трагические события, травля выдающихся деятелей отечественной культуры в конце 40-х – начале 50-х гг. не миновали и Александра Васильевича.
В 1947 году в связи с арестом отца, позже реабилитированного, был исключён из партии и уволен с работы. Но тяжелое испытание не сломило его: он пишет статьи, которые друзья публикуют под своими фамилиями, а гонорар передают автору. Друзья помогают ему устроиться на скромную должность в редакцию журнала «Театр», поступить в заочную аспирантуру одного из московских вузов. После он успешно защитил диссертацию о критическом реализме Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, написал монографию о творческом пути советского драматурга А. Афиногенова, воспоминания о К. Симонове, десятки статей о советском и зарубежном кино.
Дружил с А. Твардовским и другими сотрудниками и авторами журнала «Новый мир».
В этом передовом журнале несколько десятилетий возглавляла отдел поэзии жена Александра Васильевича - Софья Григорьевна Караганова (1917/1918), первая жена поэта Евгения Долматовского.
Александр Васильевич Караганов оказал поддержку театру «Современник».
В 1958 году А.В.Караганов был назначен главным редактором, а в 1960-м ‒ директором издательства «Искусство», занимал этот пост по 1964 год. С 1964 года он занимался преподавательской деятельностью в Академии общественных наук при ЦК КПСС; с 1970 года был профессором. С 1965 года был секретарём правления Союза кинематографистов СССР.
Александр Васильевич Караганов никогда не терял связей с малой родиной. Он нежно любил Весьегонск и когда часто приезжал сюда - жил в родовом доме.
Поддерживал связь с районной библиотекой. Так, например, в нашем архиве сохранился план лекций на 1945 год. Александр Васильевич должен был выступить перед читателями библиотеки с двумя лекциями - «Литературное творчество Лермонтова» – 28 июля и «Международное положение» - 25 июля.
Александр Караганов является автором 23 книг и более чем 300 статей о кино, театре и литературе. Его последняя книга — «Первое столетие кино. Открытия, уроки, перспективы» вышла незадолго до смерти автора - в начале 2007 года. На книгах, статьях и лекциях Александра Васильевича учились многие поколения художников, искусствоведов, критиков.
Его работы давно стали классикой критической мысли. Александр Караганов вошел в историю нашей культуры не только как автор обстоятельных трудов о кино, но и как «пробиватель» фильмов, неугодных системе – от «Андрея Рублева» до «Чучела».
На всех постах, им занимаемых, Караганов неизменно поддерживал всё живое и талантливое, воевал с косностью, глупостью, догматизмом. Он хлебнул много горького – подвергался проработкам и «разоблачениям». Но – стоял на своём, говорил и писал правду.
Андрей Тарковский в своем знаменитом «Мартирологе» довольно резко отзывается о деятелях советского кино, а об Александре Караганове, который по возможности всегда смягчал идеологический прессинг, отзывался с благодарностью, называл его «лучом света в царстве маразма».
Послужной список «главного идеолога кинематографического союза», как назвал Караганова Андрей Кончаловский, довольно внушительный – доктор искусствоведения, профессор, руководитель.
За творческие заслуги А.В. Караганову в 1986 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.
Талант публициста, театроведа, критика, способность глубоко проникнуть в суть явлений искусства поставили нашего земляка в ряд видных деятелей отечественной культуры. Он прошел долгий и яркий жизненный путь. Умер 18 июня 2007 года, похоронен на Переделкинском кладбище г. Москва.
Весьегонцы помнят своего земляка и гордятся им. 11 сентября 2015 года состоится открытие мемориальной доски А.В.Караганову.
1. Зелов Н.С. Весьегонский биографический словарь / Н.С. Зелов, Л.Н. Корнилова. – Изд.3-е, испр. и доп. – Москва, [б.и.] 2013. – С97.Его работы давно стали классикой критической мысли. Александр Караганов вошел в историю нашей культуры не только как автор обстоятельных трудов о кино, но и как «пробиватель» фильмов, неугодных системе – от «Андрея Рублева» до «Чучела».
На всех постах, им занимаемых, Караганов неизменно поддерживал всё живое и талантливое, воевал с косностью, глупостью, догматизмом. Он хлебнул много горького – подвергался проработкам и «разоблачениям». Но – стоял на своём, говорил и писал правду.
Андрей Тарковский в своем знаменитом «Мартирологе» довольно резко отзывается о деятелях советского кино, а об Александре Караганове, который по возможности всегда смягчал идеологический прессинг, отзывался с благодарностью, называл его «лучом света в царстве маразма».
Послужной список «главного идеолога кинематографического союза», как назвал Караганова Андрей Кончаловский, довольно внушительный – доктор искусствоведения, профессор, руководитель.
За творческие заслуги А.В. Караганову в 1986 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.
Талант публициста, театроведа, критика, способность глубоко проникнуть в суть явлений искусства поставили нашего земляка в ряд видных деятелей отечественной культуры. Он прошел долгий и яркий жизненный путь. Умер 18 июня 2007 года, похоронен на Переделкинском кладбище г. Москва.
Весьегонцы помнят своего земляка и гордятся им. 11 сентября 2015 года состоится открытие мемориальной доски А.В.Караганову.
Выставка в читальном зале центральной библиотеки |
Литература
2.Зелов Н.С. О литераторах, ученых, мастерах искусств: статьи, заметки историка-архивиста-краеведа / Н.С. Зелов. - Москва, [б.и.] 2011. – С. 87.
3.Зелов Н.С. Незабываемое: воспоминания, статьи историка-архивиста, краеведа / Н.С. Зелов. – Москва, [б.и.] 2019. – 122 с.
4. Кондрашов А.И. Из истории СМИ Весьегонского района / А.И. Кондрашов. – Москва, 2013. – С. 21-23.
5.Купцов Б.Ф. Весьегонск : Вехи истории / Борис Купцов. – [Б.м.] : Отдел церковной археологии Свято-Успенского Старицкого монастыря, 2007. – Кн. 2. - С. 124, 296 – 298.
6.Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. – Москва: ИД «Ключ-С», 2010. – С.332, 408, 422.
7.Подвиг честного человека // Лит. газета. - 2007. - 5 сент.
Книги А.В. Караганова, имеющиеся в Весьегонской ЦБ
1. Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. – Москва: Искусство, 1973. - («Жизнь в искусстве»). – 232 с.: ил.2. Караганов А.В. В спорах о кинематографе. – Москва: Искусство, 1977. – 288с.
3. Караганов А.В. Константин Симонов. Вблизи и на расстоянии. – Москва: Сов. писатель, 1987. – 288с.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить"В годы сталинских репрессий (1938 г.) у Александра Васильевича погибает в тюрьме отец"
ОтветитьУдалить"В 1947 году в связи с арестом отца, позже реабилитированного, был исключён из партии и уволен с работы"
Здравствуйте, Галина!
С истинным интересом прочитал Ваше исследование о нашем именитом земляке.
Прошу извинить, если что-то не понял из вышеприведенных цитат Вашего поста. С уважением, А.В.Бобриков
"Общество не может начать уважать себя и свою страну, пока она скрывает от себя страшный грех семидесяти лет коммунизма-сталинизма-тоталитаризма.
ОтветитьУдалитьСын Александра Васильевича - Сергей:
"Отсюда и еще одно предложение — нужен закон, согласно которому чиновники, которые публично отрицают или вообще оправдывают преступления, совершенные в годы тоталитаризма, находиться на госслужбе не могут.
Нужно восстанавливать истинную российскую идентичность, самоуважение, без которых невозможно движение вперед".
— «Не десталинизация, а модернизация сознания»
См. Википедию.
Уважаемый, Альберт Викторинович, нашли в районной газете "Колхозный призыв" за 1934 год статьи о Бобриковых. Напишите, пожалуйста, письмо на адрес библиотеки vesyegonsk@rambler.ru, чтоб определился Ваш электронный адрес. И мы Вам вышлем эти материалы.
УдалитьТак каково все-таки происхождение Караганова, которое он якобы "скрывал"? Что именно он "скрывал"?
ОтветитьУдалитьО происхождении здесь: https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-dinastiya-dolmatovskie-karaganovy/
УдалитьКритика в журнале "Континент" на стр. 333 https://vtoraya-literatura.com/pdf/kontinent_065_1990_text.pdf и в "Литературной России" https://litrossia.ru/item/5393-oldarchive/
Удалить