1941 год. Приход этого рокового года для нашей страны и судеб советских людей не принёс с собою радости и для сотен юных весьегонцев, учившихся многие годы в прекрасном здании бывшей гимназии.
Последний раз они провели здесь свой новогодний школьный вечер, посидели за партами в своих классах. И в январе 1941 г., во время зимних каникул, учащиеся Весьегонской средней школы с грустью прощались со своей “альма матэр”, помогали перевозить школьное имущество и учебные пособия в здание бывшей двухэтажной воинской казармы на ул. Красного Спорта, приспособленной под среднюю школу.
А грустить было о чём.
Приведём частицу воспоминаний О.И. Образцовой, окончившей в 1916 г. Весьегонскую женскую гимназию:
“По рассказам старожилов, с торжественным молебном были заложены первые камни фундамента будущего здания гимназии. Все рабочие-каменщики и подрядчик были в красных рубахах, подаренных им по этому поводу. На юго-западном углу будущего здания в большом камне был сделан отсек в виде чаши, куда присутствующие кидали звонкую монету в знак прочности строения и процветания гимназии.
В 1907 г. из тесных классов деревянного здания, где с трудом можно было пройти между рядами парт, придвинутых к стенам, нас перевели в новое каменное здание гимназии. К этому времени не только были сняты строительные леса, но и расчищены и утрамбованы панели улиц, прилегающих к зданию, и очищен просторный школьный двор. В новом здании с центральным водяным отоплением было всё необычно, массивные двойные двери с парадного входа, просторная раздевальня, широкие коридоры, высокие потолки в классах, большие залы, а главное, обилие света. Белые потолки и стены, заканчивающиеся голубой панелью, не поглощали солнечных лучей, проникающих через удивительно прозрачные стёкла больших окон. Особенно хорош был двусветный актовый зал второго этажа, на стенах которого висели в тёмно-красных застеклённых рамах портреты русских писателей, а со средины потолка спускалась красивая люстра. В зале стояли венские стулья, новый концертный рояль, покрытый тёмно-красным суконным чехлом…”
Несмотря на то, что со дня строительства гимназии ко времени переноса города прошло более тридцати лет, здание выглядело снаружи и изнутри превосходно.
Строили на века. Так уж случилось, но весьегонским ученикам пришлось распроститься с хорошим школьным помещением и утешаться только светлыми воспоминаниями.
А приспособленная под школу казарма оставалась казармой, где было печное отопление, классы тесные, света мало, спортзала вообще не было, удобств мало.
Когда начали разбирать здание “гимназии”, многие ученики бегали смотреть и переживать. В один из зимних дней роняли целиком массивную соборную колокольню. Она упала на торговую площадь, подняв в воздух облако снежной пыли. От тяжёлого глухого удара задрожала земля. Город на глазах пустел. К весне от бывшего Весьегонска остался у Мологи обширный дикий пустырь с грудами битого кирпича, белеющими пнями выпиленного городского сада и берёзовых аллей на улице Софьи Перовской.
Выпиливание городского сада |
Повсюду среди рыжей прошлогодней травы виднелись кучи всякого мусора и прочего хлама. Печальное зрелище. Словно Мамай прошёл.
Разборка здания продовольственного магазина, бывшего дома торговца Котина |
Разборка здания нарсуда, бывшей земской управы |
Разборка здания райпотребсоюза |
Разборка здания городского училища |
А на новых местах жители продолжали достраивать свои перевезённые дома. Радовались весне, теплу, готовились садить огороды.
Первые перенесенные дома в поле |
Улица Кирова на новом месте |
Из книги:
Купцов Б.Ф. Весьёгонск : Вехи истории : [В 2 кн.] / Борис Купцов. — Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 1997. — Кн. 1. — 320 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий