С детства, признался Александр Иванович Малышев, он панически боялся мертвецов. Дом, где лежал покойник, обходил стороной за версту. Горазды были рамешковские бабушки-старушки, где родился Малышев, сочинять леденящие душу небылицы про леших, домовых, привидениях. Но после того, что увидел на фронте, какие пережил ужасы за годы войны, и черт ему стал не брат. В
декабре 1941 года после окончания девяти классов, считай, совсем пацаном попал в самое пекло сражений - на Калининский фронт. А получилось это по нелепой случайности: сгорела рамешковская церковь, где находился в то время загс и хранились документы о рождении Малышева. На медицинской комиссии врач, недолго думая, состарил Александра на один год. И зашагал 17-летний солдатик по дорогам Великой Отечественной, дойдя до самой Победы. Освобождал Калинин, Украину, Молдавию, бил врага в Румынии, Чехословакии.
Год и девять месяцев на передовой. Явно благоволила солдатская фортуна воину: отделался двумя легкими контузиями и тремя ранениями. А ведь в каких только переделках не побывал: ходил в разведку, прорывал укрепления противника на броне танка.
- Особенно тяжело пришлось в первый год. Воевать не умели, оружия - кот наплакал. Одна винтовка на троих. А приказ был: «Ни шагу назад!» С фронта немец жмет, сзади заградотряды, а мы посередине. Попробуй, отступи. Большой кровью платили, пока не набрались ума, досыта не нанюхались пороху, - вспоминает Малышев.
Но, наверное, не так уж плох был солдат в боях, коль в 1943-ем приказом по 220-й дивизии сержанта Малышева, командира противотанкового орудия, направили в Томск в офицерское артиллерийское училище.
А через восемь месяцев - вновь на передовую. Теперь в составе второго Украинского фронта держал оборону на рубеже города Яссы.
Войскам фронта противостояли грозные силы противника - группы армий «Южная Украина» (900 тысяч штыков, 400 танков и штурмовых орудий, свыше 800 боевых самолетов). Немцы создали глубокоэшелонированную оборону из трех - четырех полос. И всю эту мощь 30 мая враг бросил и наступление, стремясь оттеснить советские войска с важного стратегического плацдарма. Так началась известная Ясско-Кишиневская операция, закончившаяся окружением, полным разгромом врага, выходом Румынии из гитлеровского блока, освобождением Молдавии.
- До трех тысяч самолетовылетов в сутки делали фашисты. Через 15 - 20 минут - в небе армады из 80 - 120 юнкерсов и мессершмиттов. Наша батарея стояла на склоне горы, в восьми километрах от Ясс. Сплошная стена бомбовых взрывов. Непроницаемая пелена дыма, закрывшая солнце. Земля стонет. Но мы были уже не те, что в 41-м, не прятались, как кролики, по норам. Смерть принимали как неизбежность, пожалуй, как избавление. Слишком уж устали от этого ада. Никак не думал, что доживу до победы, - рассказывал Александр Иванович.
Но всем смертям назло дожил солдат до великого праздника, сделал для его приближения все, что мог. Двумя орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, медалями, благодарностями от Верховного Главнокомандующего отмечен ратный труд артиллериста - бога войны.
П. Николаев
"Ленинский завет", 1991 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий