Экипаж самолета Пе‑2 из состава 34‑го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 276‑й бомбардировочной авиационной дивизии 13‑й воздушной армии Ленинградского фронта не вернулся с боевого задания 24 января 1944 года из района города Красногвардейск (г.Гатчина) Гатчинского района Ленинградской области.
Место падения самолета Пе‑2 в районе д.Парицы Гатчинского района Ленинградской области найдено в начале июня 2015 года поисковиком из отряда «Воин» (г.Санкт‑Петербург) Дмитрием Гомоновым.
При первом же обследовании места падения на обломке двигателя был обнаружен номер одного из моторов бомбардировщика № 33‑1737. Также были обнаружены фрагментированные останки летчика, раздробленные от взрыва самолета при падении. Найдены также гильзы от крупнокалиберного авиационного пулемета БС 1941, 1942 и 1943 годов выпуска.
Благодаря исследовательской работе многочисленного коллектива специалистов истории советской авиации, стал известен экипаж самолета:
– Андреев Григорий Лаврентьевич, гвардии лейтенант, летчик старший. Родился в 1917 году в селе Ново-Павловка Баштанского района Николаевской области Украинской ССР. Кадровый военный, в РККА с 1939 года. В 1942 году окончил Чкаловскую ВАШП. В полку с мая 1942 года, совершил 24 боевых вылетов. В августе 1943 года награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда»;
– Успенский Василий Евменович, гвардии младший лейтенант, штурман. Родился 13 декабря 1921 года в селе Ястребщина Красного района Сумской области Украинской ССР. В 1939 году закончил обучение на рабфаке. Призван в Красную Армию в 1940 году. 20 сентября 1941 года с присвоением воинского звания сержант выпущен стрелком бомбардиром из Мелитопольской военной авиашколы стрелков-бомбардиров. В 34-м гв.БАП с июля 1943 года совершил 13 боевых вылетов. В июле 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда»;
– Семкин Николай Степанович, гвардии сержант, воздушный стрелок-радист. Родился в 1923 году в деревне Крешнево Барановского сельского совета Весьегонского района Калининской (в настоящее время – Тверской) области. В 1941 году окончил Ленинградское военное авиационно-техническое училище, в 1943 году – курсы стрелков-радистов. В полку с декабря 1942 года, совершил 23 боевых вылета. В июле 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в августе – медалью «За отвагу».
Кроме того, в акте расследования были указаны подробности боевого вылета 24 января 1944 года.
«Боевую задачу ставил командир полка: старшему лейтенанту Глинскому звеном, в составе ведомых: младшего лейтенанта Мукасеева и лейтенанта Андреева бомбардировать железнодорожные эшелоны на станции Гатчина-Товарная.
– при встрече с истребителями противника, держать плотный строй и иметь огневое взаимодействие в группе;
– при попадании в сильный зенитный огонь применять противозенитный маневр;
– при встрече снегопада или тумана, задание не выполнять, возвращаться на свой аэродром;
– на случай вынужденной посадки, были даны запасные аэродромы: Янино, Павлово, Сосновка, Левашово, Плеханово;
– на случай потери ориентировки, восстанавливать выходом на р. Нева. В полете использовать РПК-10.
24 января 1944 года в 15.36 с высоты 250 метров звено произвело бомбометание железнодорожных эшелонов на станции Гатчина-Товарная, после чего экипажи Глинского и Андреева вошли в облачность, которые на свой аэродром не вернулись. Звено до цели шло в строю – клин.
Причины потери экипажа и самолета не установлены...»
В журнале боевых действий 276-й БАД за 24 января 1944 года записано:
«Задачи: Бомбардировать отходящие и подходящие оперативные резервы противника, колонны транспорта на дорогах в движении и в пунктах: южная окраина Красногвардейск, Малые и Большие Колпаны – Вырица.
В течение дня произведено 27 боевых вылетов. Противодействие ИА противника в районе Красногвардейск. Экипаж капитана Лиденева атакован 2 ФВ-190, в результате самолет подбит, экипаж с боевого задания не вернулся.
Противодействие МЗА и ЗП противника оказано из района Красногвардейск, Бол. Колпаны, в результате сбиты 2 Пе-2, экипаж гвардии старшего лейтенанта Глинского, гвардии лейтенанта Андреева и 3 Пе-2 произвели вынужденные посадки Горская, Янино».
В течение лета и осени 2015 года Дмитрий Гомонов с товарищами из поискового отряда «Воин» работали в выходные дни на месте падения, собирая по крупицам останки экипажа самолета. В один из дней июня 2015 года ребята нашли номер и второго мотора – к-33-1709.
В декабре 2018 года на месте падения самолета Гатчинским центром «Патриот» при содействии администрации МО «Гатчинский муниципальный район» была организована сводная экспедиция. В работах приняли участие отряды «Искра» (руководитель – Андрей Клементьев) и «Озерный» (руководитель – Сергей Загацкий), также были привлечены военнослужащие воинской части 28677 (подразделение связи спецназа ФСО РФ). Вот как эти работы были описаны на сайте города Гатчины (gatchina-news.ru):
«...Земляные работы проводились на опушке леса между Парицами и Корпиково. С 8 до 16 часов работали экскаватор, который в результате выкопал яму глубиной не менее 5 метров, и поисковики, которые металлоискателями уточняли место для продолжения раскопок, а лопатами и руками разбивали комья вынесенной на поверхность земли с целью обнаружения останков летчиков и частей самолета.
В результате находками поисковиков стали часть шасси самолета и некоторые детали остова самолета. Двигатель «пешки», ради которого были затеяны работы сейчас, в декабре, обнаружен не был, хотя предполагалось, что именно в этом месте он ушел в землю. Что касается останков, то их пока было найдено немного, такова трагическая судьба всех летчиков, которые погибают из-за взрыва самолета при падении на землю. Найденные останки бережно собраны поисковиками, летом отряд вернется на место раскопок и еще раз так же бережно переберет вывернутую из глубин землю, чтобы убедится, что все останки обнаружены. Затем по традиции они будут торжественно захоронены на одном из воинских мемориалов.
Все послевоенные годы остов самолета лежал на земле. Старожилы помнят, что в 80-е годы он точно еще был. Потом все, что было на поверхности и что можно было унести, сдали на металл те, кто не гнушается таким видом заработка. Поисковая операция имеет другие цели: прежде всего – закончить войну. А она, вспоминая слова Суворова, не завершена, пока не похоронен ее последний солдат...».
Останки погибших в скором времени обретут свой покой на одном из мемориалов Гатчинского района Ленинградской области.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий