пятница, 15 ноября 2013 г.

Земский врач Леонид Григорьевич Криденер и его семья

Один из первых земских врачей Кесемской земской больницы - Криденер Леонид Григорьевич (1849-1897гг), брат русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова.
Вы удивились, мой дорогой читатель?
А история семьи такова…
У тобольского прокурора Григория Карловича Криденера и его жены Акулины Ивановны были дети Василий, Григорий, Мария, Николай, Леонид, Анатолий. (Как повествует запись в исповедальной ведомости).
Василий, старший из детей, по сложившимся обстоятельствам, не имел прав на фамилию и баронский титул своего отца. Его, рожденного до венчания родителей, записали под вымышленной фамилией Васильев.
Барон Криденер, человек чести, повел мать мальчика под венец, но дать своему сыну фамилию и титул по законам того времени не мог.
В художественном мире Василий стал известен под псевдонимом «Перов». Это он автор картин «Тройка», «Охотники на привале», «Приезд гувернантки в купеческий дом». Кисти художника принадлежат и портреты многих известных писателей. Василий Григорьевич Перов (Криденер) (1833-1882гг) был одним из членов-учредителей товарищества передвижных художественных выставок. 
Все остальные дети барона Григория Карловича Криденера жили под фамилией своего отца. К сожалению, барон был человеком недостаточно состоятельным и рано умер. Пришлось детям без родительской поддержки заботиться о себе самим.
О Николае Криденере известно только то, что есть портрет, написанный братом-художником в 1856 году. Сегодня портрет выставлен в Государственном Русском музее.
О Марии Григорьевне Криденер нам ничего не известно. 
Младшие братья известного художника выбрали для себя профессию врача.
Анатолий Григорьевич Криденер (1852-?), доктор медицины, профессор. Весьма известный в России медицинский деятель. Один из уважаемых в начале прошлого века ученых-психиатров. Директор губернской земской психиатрической клиники. Оставил о себе добрую память в Рязанской губернии. Началом профессиональной деятельности стала служба земским врачом.
Криденер Леонид Григорьевич (1849-1897гг). В 1878 году  при материальной поддержке земства окончил Военно-медицинскую академию в Петербурге. (Примечательно, что в этот же год, как подтверждают архивные документы академии, выпускником её был и врач Михаил Николаевич Храбростин).
Как и многие студенты академии, принимал Леонид Криденер участие в освобождении Болгарии от османского ига в 1877-1878 годах.
В 1879 г. в Весьегонский уезд приехал врач Леонид Григорьевич Криденер. Он приступил к деятельности земского врача в заштатном городе Красный Холм.
Известный вольнопрактикующий в городе Красный Холм врач, Леонид Александрович Мясников, неоднократно избираемый городским головой, был учеником врача Леонида Григорьевича Криденера.
Затем Криденер, в чине коллежского асессора, приступил к должности земского врача и заведующего Кесемской больницей. Здесь, в селе Кесьма, он умер в возрасте 47 лет, возможно в 1897 году. Весьегонское земство не оставило без поддержки вдову врача. Дети его получили образование на материальную помощь от земства.
Криденер Борис Леонидович (1882-1933) по окончании медицинского факультета Московского университета приступил к службе земским врачом в городе Старице. Адрес-календарь Тверской губернии на 1912 и 1913 годы повествует: "Земский врач, чина не имеющий, Леонид Григорьевич барон Криденер».
Леонид Григорьевич Криденер (в  центре в нижнем ряду) и Евгения Дмитриевна Истинская  на ступеньках медицинского факультета Московского университета  (1907 г.?)

В 1914 году Леонид Григорьевич Криденер - земский врач в селе Котлован и врач товарищества мануфактуры Рябушинского с сыновьями в Вышневолоцком уезде. В 1915 году  мобилизован на фронт.
Вся дальнейшая жизнь врача прошла в Вышнем Волочке. Похоронен, на старом Пятницком кладбище города. 
Криденер Василий Леонидович (1890 г.р.), выпускник Московского университета, работал учителем в сельской земской школе Весьегонского уезда. Участник Первой Мировой войны,   награжден за храбрость двумя Георгиевскими крестами. 
Писатель Сергей Алексеев в книге «Секретная просьба" в рассказе "Один и полтысячи" рассказывает о весьегонском ходоке на приеме у Ленина. Фамилия ходока не упоминается, но из его уст об учителе Криденере звучит очень интересное сообщение. 
Из переписки с народовольцем Н.Морозовым также стало известно, что служил Василий Криденер с 1915 по 1918 годы учителем сельской школы в деревне Григорово (возможно Григорково, около Весьегонска). После 1917 года Василий Леонидович - член комиссии по народному образованию. Затем заведующий отделом народного образования, член Весьегонского уисполкома. 
В 1921 году в Весьегонск приехал по приглашению отдела образования Сакулин Павел Николаевич, известный в стране педагог, филолог, автор учебников по русскому языку. Профессор прочитал курс лекций на педагогических курсах в Весьегонске. Василий Криденер состоял с ученым в переписке.
Также из документов, любезно мне предоставленных Галиной Михайловной Соколовой, известно, что Криденер Василий Леонидович проживал с семьей на улице Спасской старого Весьегонска в доме семьи своей жены. 
Леонид Леонидович Криденер (1898г.р.) до 1921 года исполнял обязанность губернского секретаря отдела образования. 
Дочери врача Криденера: Анна Леонидовна и Елена Леонидовна (Алексеева) служили учительницами в Крешневской школе. 
Ольга Федотовна Криденер, вдова врача, имела в Весьегонске собственный двухэтажный дом. Весьегонское земство оказывало ей неоднократную материальную помощь на обучение детей. В 1922 году Ольге Федотовне Криденер было 60 лет. 
Криденер Клавдия Леонидовна при поддержке земства окончила Тверское женское епархиальное училище в 1910 году. По окончании  была оставлена еще на год для прохождения педагогической практики (специальный педагогический класс). Затем она классная надзирательница в Мариинской женской гимназии города Вышний Волочек и учительница в воскресной школе. Вот всё, что пока мне известно о семье одного из первых земских врачей Кесемской больницы.
Отрывок из книги  Алексеева Сергея Петровича "Секретная просьба"
ОДИН И ПОЛТЫСЯЧИ
Учитель Криденер во время мировой войны отличился. Был рядовым солдатом, стал начальником большой пулемётной команды.
— Он на фронте сорока восемью «максимами» командовал! — любил похвастать боевой биографией Криденера председатель Весьегонского учительского союза. (После возвращения с фронта Криденер учительствовал под Весьегонском.)
Молод учитель, строен. Два Георгиевских креста висят на груди героя.
Ходят ребята за ним гурьбой. Не нарадуется председатель новым учителем.
И вдруг призвали Криденера в Красную Армию. Стояла осень грозного 1918 года.
— Как так! Почему?! — возмутились в уезде.
Как правило, учителей призывали не в первую очередь.
Председатель учительского союза грозился поехать в Москву, обратиться непосредственно к товарищу Ленину. И действительно — поехал. Знал он, что Владимир Ильич придаёт огромное значение народному образованию.
Принял Ленин весьегонского председателя. Рассказывает тот о новом учителе. Мол, и учитель Криденер замечательный. И молод, и строен. И о том, что ходят ребята за ним гурьбой.
— А ещё, Владимир Ильич, — голос председателя стал торжественным, он на фронте сорока восемью «максимами» командовал! Два Георгиевских креста заслужил за подвиги.
Сказал, ликующе посмотрел на Ленина. Пусть, мол, знает Владимир Ильич, какие у них в Весьегонске учителя.
Ленин слушал очень внимательно.
— Вот как! — сказал, когда председатель заговорил о пулемётах. — Вот как! — повторил, когда председатель сказал про Георгиевские кресты. Значит, говорите, Криденер командовал сорока восемью пулемётами?
— Так точно — сорока восемью «максимами», Владимир Ильич.
— И много у вас учителей, которые могут командовать огнём сорока восьми пулемётов?
— Один! — с гордостью ответил председатель.
— А сколько всего учителей в уезде?
Задумался председатель.
— Около пятисот.
— Так ваш учитель — это же просто клад.
— Клад, Владимир Ильич. Вот именно клад!
— Для военных, — уточнил Ленин. Развёл руками: — Должен вас огорчить: с уходом учителя Криденера в армию нужно смириться. — Увидел Владимир Ильич огорчённое лицо председателя: — Не обижайтесь, сейчас война. Каждый опытный в военном деле человек — это действительно клад для фронта.
— Клад! Э-эх не туда ткнул, не с того начал, — сокрушался потом председатель.

Елена Селифонова, библиотекарь. 
Село Кесьма.
Использованная литература :
  1. Адрес-календари Тверской губернии на 1893, 1895 ,1912,1913, 1914, 1915 г.
  2. Веселовский Б.Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии за 1864-1913г. Тверь. 1914. 
  3. Документы из архива Г.М. Соколовой, весьегонского краеведа.
  4. Купцов Б.Ф. Весьегонск. Вехи истории.
  5.  Мясников А.Л. Я лечил Сталина. - М., 2003. 





1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Елена!
    С интересом прочитала вашу заметку о семье Криденеров, поскольку она связана с моей семьей: первой женой Василия Дмитриевича была Елена Александровна Кудрявцева-сестра моей бабушки Екатерины Александровны. Надо сказать, что три сестры Александра, Елена и Екатерина учительствовали в сельских школах Весьегонского уезда до и после 1917 года.В семейном альбоме хранится фотография Василия Леонидовича(в военной форме) с женой Еленой Александровной. Говоря о доме, в котором жили Василий и Елена Криденеры, вы видимо имели ввиду дом хозяина конно-почтовой станции Кудрявцева Павла Матвеевича-деда сестер Кудрявцевых, заменивших им рано умершего отца.Вы ссылаетесь на Соколову Галину Михайловну, располагающей некоторыми документами, буду признательна, если она согласится поделиться имеющейся информацией.Со своей стороны готова ответить на интересующие Вас вопросы.
    Елена Титова, учитель, Санкт-Петербург.
    elenatitova156@gmail.com

    ОтветитьУдалить