пятница, 8 мая 2015 г.

Ради жизни на земле


Партизанское дело такое:
 И во сне не бросаешь ружья, 
И себе ни минуты покоя – 
 И врагу ни минуты житья.
 В. Лебедев-Кумач
Уже давно отгремели бои. Залечила травой земля раны от разорвавшихся бомб. Отстроены по новой города и поселки, но память упорно хранит отголоски тех далеких событий Великой Отечественной войны. 
 5 лет назад (1 января 2010 г.) в календаре российских памятных дат появилась новая дата - День партизан и подпольщиков. Праздник отмечают 29 июня, потому что в этот день, в 1941 году Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК Компартии страны выпустили директиву о необходимость создания партизанских отрядов на территориях занятых врагом. Инициаторами о введении новой памятной даты выступили законодатели Брянской области, граничащей с Беларусью, одной из первых принявшей удары фашистов в 1941 году и ставшей центром партизанского движения. 
Одним из участников этого движения был наш весьегонец Аркадий Дмитриевич Гришин.
Открываем «Весьегонский библиографический словарь», составленный Н.С. Зеловым и Л.Н. Корниловой, и читаем: "Гришин Аркадий Дмитриевич (1915-2003). Участник Вов, старший лейтенант, партизан. Награжден многими боевыми орденами, в том числе Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалями. Возглавлял в Весьегонском районе животноводческое товарищество, земельную комиссию, комитет мира, организовывал сбор средств в его фонд, вел большую воспитательную работу среди учащихся школ города, оказывал помощь краеведам в восстановлении исторических моментов города и района. На страницах районной газеты опубликованы его воспоминания об участии в ВОВ, заметки из истории города. Похоронен на кладбище г. Весьегонска". 
Давайте попробуем восстановить его жизненный путь поэтапно. 
Итак, родился Аркадий Дмитриевич в 1915 г. в крестьянской семье в г. Весьегонске, куда семья Гришиных переехала из деревни и поселилась на Соколовогорской улице. Его мать звали Мария Арсеньевна. Отец Аркадия Дмитриевича, Дмитрий Николаевич, окончил Весьегонское городское училище. А дед был единственным грамотным крестьянином в деревне Заднее Болото, которая теперь скрыта под водами Рыбинского водохранилища. Он имел двухэтажный дом, где на 1-м этаже была тарантасная мастерская, а на 2-м – школа. Все Гришины – статные, сильные и были долгожителями: бабушки дожили одна до 100, другая до 103 лет. У предков Аркадия Дмитриевича была еще одна отличительная черта – удивительная память. «Память в нашей семье у всех хорошая, — говорит он, — устные предания были в ходу. Из бабушкиных рассказов помню самые первые о Дмитрии Донском, о Куликовской битве, о нападении поляков на Весьегонск — задолго до того, как мы это в школе стали изучать». 
Аркадий Дмитриевич помнит события с четырехлетнего возраста. В 1923 году он пошел в школу, его учительницей была Елизавета Андреевна Степанова. Мальчик рос любознательным, сразу же записался в детскую библиотеку и взял первую книгу, которая называлась «Чубатый». В ней рассказывалось о том, как дети спасли раненую лошадь. Может быть с того момента у него и развилась любовь к этим животным. 
После окончания средней школы он поступил в военное училище. В РККА служил с 1937 года, его воинское звание - сержант госбезопасности, помощник начальника особого отдела в части. Война застала молодого лейтенанта в Прибалтике. 5 стрелковая дивизия, в которой он служил, в июле 1941 года с государственной границы с ожесточенными боями отступала на восток. На Смоленщине, около одной из деревень, в перестрелке с немецкими солдатами Аркадий Дмитриевич был ранен в ногу и оказался в окружении. Пробиваться к своим он не мог и начал организовывать из таких же отставших от своих частей военнослужащих партизанский отряд. 
Вскоре отряд начал действовать под Новосокольниками, в феврале 1942 года расширился - в него влились партизаны Старцева. Затем отряд перебазировался в Дрыбинский район Могилевской области. Партизаны вели боевые действия на линии железной дороги в направлении Орша – Унеча. А.Д. Гришин создал две диверсионные группы, которые только в мае 1942 года пустили под откос два воинских эшелона врага с танками и автомашинами. 
 К концу лета 1942 года в Клетнянских лесах Брянской области развернулось крупное партизанское движение. Партизаны блокировали шоссейные дороги, взрывали железнодорожные пути. Центральный штаб партизанского движения решил объединить множество мелких партизанских отрядов: отряды Гришина, Старцева, Федотова слились в 5-ю Клетнянскую бригаду, в которой Гришин возглавил бригадную разведку. Горячий в боях, беспредельно храбрый, выдержанный в общении с людьми, он был настоящим командиром разведчиков.
 5-я бригада, под командованием А.М. Еремина, комиссара С.И. Седова и начальника штаба В. Федотова, не только изгоняла фашистов и полицаев из многих деревень брянщины, но и дважды разгромила большой полицейский гарнизон в крупном селе Нивном, что стоит на берегу реки Ипуть. Вот как это было. 
Немцы не хотели окончательно потерять такой крупный пункт как Нивное и 16 ноября 1942 г. перебросили сюда свои подразделения и воинскую часть из так называемого «Французского добровольческого легиона. 
Через 3 дня, 19 ноября, оккупанты предприняли вылазку за продовольствием в близлежащую деревеньку Дегтяревку. А в соседней деревне Янкин Хутор в это время находилось 28 партизан во главе с комиссаром бригады С.И. Седовым, который знакомил население с последними сообщениями Совинформбюро и докладом И. В. Сталина на торжественном заседании, посвященном 25 годовщине Октября. Собрание, на котором были все до единого жителя Янкина Хутора, еще не кончилось, когда из Дегтяревки донеслась частая винтовочная стрельба. Посланная туда группа партизан-разведчиков донесла, что в деревне около 150 немцев, французов и полицаев, которые грабят деревню: отбирают у крестьян все продовольствие. Сержант-разведчик Федор Павлов предложил проучить мародеров. Но как это сделать, если противника в пять раз больше? Комиссар решил разбить фашистов внезапной атакой на пути к Нивному: неожиданно ударить в хвост их обоза, поднять панику и заставить сбросить с подвод награбленное. 
Партизаны, имея станковый пулемет, ротный миномет и три пароконных повозки, помчались в Дегтяревку, где увидели толпившихся и плачущих жителей – у них фашисты отобрали все продукты питания, а начиналась зима. Получив от жителей уточняющие сведения о противнике, партизаны помчались вдогонку большого фашистского обоза и вскоре его увидели. Пулеметчики развернули коней и дали очереди по обозу, минометчики бросили в голову обоза несколько мин. Фашисты, в панике побросав лишний груз, нахлестывая лошадей, помчались быстрее к Нивному. У дороги остались лежать мешки с зерном, картофелем, мукой, кадки с мясом и салом, связанные куры, гуси, овцы, рамки с медом. Кое-где торчали сломанные сани, к ним жались испуганные лошади.
Не задерживаясь, партизаны бросились вперед. Какой-то немецкий офицер попытался организовать сопротивление: раздалось несколько выстрелов, но большинство продолжало удирать. В деревне Крутояр к партизанам добровольно сдались в плен четыре француза - насильно завербованные, они не хотели больше сражаться с русскими. Позднее они влились в партизанскую бригаду и неплохо били фрицев. За Крутояром уже было никого не видно, и партизаны прекратили преследование. Собрав брошенное продовольствие, они переправили его в Дегтяревку. Надо ли говорить, как благодарны были им жители! 
Весть об этом бое, а таких были сотни, разнеслась далеко по округе.

Из наградного листа: «Товарищ Гришин на протяжении всей своей партизанской жизни прославил себя героическим командиром партизан. Ни одна операция по разгрому немцев и их приспешников без его участия не проходила, и всегда его видели впереди. 
1 октября 1942 года. М. Пеклино. Под сильным огнем немецких зверей, он с разведчиками (в количестве 4 человек) пробрался в деревню. Партизаны вели уличные бои, уничтожили 3 автомашины и сожгли штаб. 
Под Почепом разгромили земское хозяйство и угнали скот. 18 ноября 1942 года разгромили: ст. Журбин, железнодорожную станцию Белынковичи. 
9 ноября 1942 г. вели бои по уничтожению немецких карателей под Вязьмой: в деревне Садовая, на хуторе Мельников. Захвачены пленные: 7 французских солдат, из них один унтер-офицер. За что и представлен к правительственной награде…». 
В январе-феврале 1943 года в боях с карателями Аркадий Дмитриевич Гришин был вновь ранен и контужен, на самолете вывезен на Большую землю. После выздоровления направлен в регулярные части. 
27 мая 1943 года приказом по партизанскому полку №13 помощник начальника разведки партизанского отряда «Неустрашимый» А.Д. Гришин за смелые действия был награжден орденом Красного Знамени, а 3 марта 1945 года - орденом Отечественной войны I степени. 
Под г. Кёнигсбергом Аркадий Дмитриевич получил тяжелое ранение и ему ампутировали ногу выше колена. Дальше были долгие странствия по госпиталям, несколько операций и, наконец, возвращение к матери в Весьегонск. 
 Прибыв домой, Аркадий Дмитриевич устроился на работу. Лихой партизан, удалец, вернувшись без ноги, помощи ни от кого не ждал, не просил, в столицу, чтобы выхлопотать пенсию, не ездил. Деятельный, энергичный, он открыл и возглавил в Весьегонском районе животноводческое товарищество. А еще занимался общественной работой: руководил районным отделением Совета мира, организовал детский кавалерийский клуб.
Аркадий Дмитриевич часто встречался с учащимися школ города, с восторгом рассказывал им о своем партизанском прошлом – удача всегда сопутствовала партизанам, принимал участие в различных мероприятиях, проходимых в библиотеке, Доме культуры. 
 Он был воспитанным и незлобивым, общительным и с веселым характером. Обладал житейской мудростью, артистизмом и потрясающей памятью. 
На протяжении более 40 лет с ним общался весьегонский краевед Марат Михайлович Верхоланцев и записывал его интереснейшие рассказы, некоторые из них были опубликованы на страницах местной газеты. 
А.Д. Гришин был особого рода краеведом - в народе таких людей называют памятух. Ничего не писал, но имея удивительную память, рассказывал о старом Весьегонске. Будучи влюбленным в «старый» город, он помнил все, вплоть до того, сколько было скамеек в городском саду. Он помнил кто в каком доме и на какой улице жил в старом Весьегонске, где находилось то или иное здание, какая перед домом была мостовая. 
 Сохранил он и знания из крестьянской жизни, полученные в детстве: на какой фазе луны выжигать уголь; на каком месте рубить деревья для строительства дома, чтобы он лучше держал тепло; как замешивать глину для обмазывания печей. Словом, он из породы тех, про которых говорят: «живая энциклопедия» народной жизни. Он отлично помнил названия затопленных при создании Рыбинского водохранилища деревень, когда-то стоящих на другом берегу реки Мологи. Принадлежность деревень к тому или иному бывшему сельсовету и жителей деревень, чем очень помог при составлении списков для Книги памяти: «расшифровывал» непонятное для других.
До глубокой старости он помнил своих однополчан не только по фамилии, имени и отчеству, но и знал дни их рождения, кличку и масть лошади, на которой они ездили. Помнил, какой день недели и какое число были в тот день, когда они выходили на боевые операции. 
 В статье Людмилы Синицыной «Униколоссавр», Аркадий Дмитриевич описан так: «Худощавый, легкий, как подросток, с чуть выцветшими голубыми глазами, улыбчивый, наивно-добросердечный, энергичный (на костылях ходит так быстро, что за ним не поспеешь)… А.Д. Гришин готов делиться своими знаниями и сведениями (как, впрочем, и другие летописцы) с кем угодно».

И несколько слов о его семье, о тех, кто всегда был рядом с ним. 
Его жена - Гришина Антонина Михайловна (1926-1999) родилась в д. Грины Вологодской области. Окончив Московский библиотечный техникум, более 35 лет работала библиотекарем в Весьегонской центральной и детской библиотеках (1946–1981). Она ветеран ВОВ и труда. Награждена медалями «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 гг.», «За доблестный труд». 
Сын Михаил окончил Весьегонскую среднюю школу, Московское высшее техническое училище им. Баумана (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). Живет в Москве, но постоянно навещает родной город, даже теперь, после смерти родителей. Дружит с библиотекой, постоянно заходит и дарит нашим читателям книги, журналы. Женат, имеет двух дочерей. 
 В 2003 году Аркадия Дмитриевича Гришина не стало. Он похоронен на городском кладбище. Но память об этом удивительном человеке хранится в сердцах жителей города. Мы хотим, чтобы она не угасала и молодое поколение, не знакомое с ним лично, знало о нем.


Литература 
1. Верхоланцев М.М. История одного города. В 3-х кн.: [Машинопись]/ - Весьегонск, 2010.
 2. Весьегонск: краеведческий альманах: [В 3 кн.]. - Москва-Весьегонск, 2007. –Вып. 2. – С. 5-22.
 3. Зелов Н.С. Весьегонский биографический словарь / Н.С. Зелов, Л.Н. Корнилова. –3-е изд., испр. и доп. – Москва, [б.и.] 2013. – 297 с.
4. Купцов Б.Ф. Весьегонск: Вехи истории / Борис Купцов. – [Б.м.] : Отдел церковной археологии Свято-Успенского Старицкого монастыря, 2007. – Кн. 2.
 5. Синицына Л. Униколоссавр / /«Дружба Народов». - 2001, №3; Весьегонск: Краеведческий альманах. Вып.1. – М.: Филиал ФГУП «Военное издательство» МО РФ, 2006. – С.7-51.
 6. Еремин А. Храбрый партизан // Ленинский завет…

1 комментарий:

  1. Какие прекрасные люди жили и трудились на нашей Весьегонской земле...

    ОтветитьУдалить