Николай Васильевич Мешков |
В центре Перми, на высоком берегу Камы, стоит старинный особняк. Белоснежное здание с колоннами построено в 1820 году, а в 1886 году пароходовладелец Николай Васильевич Мешков купил у властей уцелевшие после пожара руины дома, восстановил и частично перестроил его.
И по сей день «Дом Мешкова», из окон которого открывается чудесный вид на голубые камские просторы, считается самым замечательным по архитектуре зданием города. Кто же такой Николай Мешков, сохранивший для Перми это чудо?
Его фамилия была известна до революции по всей Волге, Каме, Вятке и Белой от истоков до устья. Знали хорошо его и в Москве, и в Петербурге, и в Сибири. Фирма Мешкова пользовалась полным доверием в финансовом мире России и за границей. Векселя, подписанные им для платежей, принимались любым банком. Перед революцией личное состояние Николая Мешкова достигало 16 млн. рублей. На реках Волжско-Камского бассейна ежедневно принимали пассажиров и грузы 27 почтово-пассажирских и 19 грузовых современных пароходов, принадлежавших Мешкову.
Елена Николаевна Батюшкова, дочь Мешкова, рассказывала: «Он происходит из мещан маленького городка Тверской губернии Весьегонска на реке Мологе. Дед мой по отцовской линии Василий Николаевич Мешков служил в какой-то петербургской торговой фирме. Он заготовлял на Волге и отправлял в столицу продовольственные товары и кожевенное сырье. По характеру он был человек неугомонный, беспокойный, непоседа. Однажды Василий Николаевич уехал по делам фирмы за границу и «задержался» там на несколько лет! Бабушка Елена Ивановна осталась в Весьегонске с двумя детьми: Николаем и Надеждой. Отец родился в 1851 году 11 июня и был старше сестры на четыре года. Жить без отца им пришлось по-всякому. А когда глава семьи, наконец, вернулся, то решил, что четыре класса уездного училища — образование для сына достаточное, и пора мальцу самому добывать деньги на жизнь и помогать семье. На этом мой отец завершил своё образование в Весьегонском уездном училище и начал жизнь делового человека».
В трудовом списке Николая Васильевича Мешкова от августа 1920 года есть такие строки: «В октябре 1866 года мы с отцом обосновались в селе Новодевичьем Симбирской губернии, работая по заданию той же экспортной фирмы, в которой ранее служил отец. Он поручал всё более сложные дела. Попутно отец научил меня вести счетоводство и кассовые операции. Я вполне заменял его во всех делах, когда отцу одному приходилось уезжать из Новодевичьего. Через год я поехал в Весьегонск и привёз мать и двух сестёр: Надежду и маленькую Таисию». Семья Мешковых снова начала совместную жизнь. Но в начале 1870 года Василий Николаевич тяжело заболел, простудившись при спасении тонувшего в Волге человека, вынужден был оставить службу и вскоре умер.
Все заботы о матери и сёстрах легли на Николая. Он едет в Казань и поступает там в контору купца Соболева. В течение пяти лет он был занят на водных перевозках соболевских и других грузов, а в январе 1875 года перешёл на службу в большую пароходную фирму «Товарищество Волго-Камского пароходства». Владельцы «Товарищества» вскоре назначили Мешкова «полным доверенным в бассейне реки Камы». Николаю было в то время 25 лет.
Сооружение в 1878 году Уральской горнозаводской железной дороги соединило Пермь с Екатеринбургом, имело огромное значение для экономики Урала. Не проглядели эту благоприятную ситуацию и руководители Волго-Камского пароходства. Они выделили в распоряжение Николая Мешкова 6 грузовых пароходов-буксиров и 25 больших барж — целую флотилию. Из Петербурга, Коломны и других городов он доставлял по Каме в Пермь рельсы, вагоны и паровозы, из Германии и Англии — телеграфную и другую аппаратуру. Железная дорога требовала много леса, цемента и других строительных материалов. Задачу доставки и перевалки грузов и выполнял Николай Мешков, причём весьма успешно.
В голодный 1891-й год закупка зерна на сумму полтора миллиона рублей была поручена Николаю Мешкову губернской управой фактически под честное слово. И он выполнил взятые обязательства безукоризненно. Губернское земское собрание вынесло ему благодарность, избрало его в свой состав, и он состоял в этой должности три избирательных срока.
Активное участие Мешкова в делах губернского земства длилось примерно до 1902 года, когда после конфликта с властями из-за контактов с революционным подпольем Перми Николай Васильевич вынужден был на несколько лет покинуть Пермь. При забастовке почтовых служащих в Перми в 1905 году Мешков вызвал к себе председателя забастовочного комитета и сказал ему: «Бастуйте, сколько вам надо. Я буду платить вам ваше жалованье». «Ходят упорные слухи, — писал начальству исправник, — что пароходчик Мешков дал 5000 рублей на забастовку». За это его судили, но помог его капитал: судьи не устояли перед соблазном и оправдали Николая Васильевича.
В 1913 году Мешков стал владельцем огромного, но разорявшегося пароходства «Товарищество братьев Ф. и Г. Каменских», выплатил все долги, ликвидировал хаос и присоединил к наименованию свою фамилию. В дополнение к хорошо поставленной почтово-пассажирской линии Пермь — Казань — Нижний Новгород по Каме и Волге (1450 вёрст) он организовал ещё три. До Февральской и Октябрьской революций торгово-транспортная сеть возглавляемого Мешковым «Товарищества» включила реки Оку и Москву и достигла западных границ России.
Обладая уже большим состоянием и отлично налаженным пароходством, Мешков не ограничивал свою деятельность только водным транспортом. Он много ездил по России, изучал реки Волжско-Камского бассейна. Мешков докладывал оренбургским и уфимским властям: «Дорога Оренбург—Уфа нужна как первый этап строительства железной дороги огромной протяжённости. Я обязуюсь провести изыскания в сторону Перми или Кунгура, чтобы соединить Оренбург, Уфу, Пермь через Усолье с Чердынью, в Печорский край, к берегу Северного Ледовитого океана, где в бухте Индига будет строиться новый порт». Но, увы, война и революция помешали строительству столь важной железнодорожной трассы.
Можно почти бесконечно перечислять предпринимательские задумки и успехи Н.В. Мешкова в организации предприятий. Но мы расскажем об уникальном гуманитарном проекте, который и ныне признаётся вершиной его деятельности.
Осенью 1915 года кайзеровские армии далеко проникли в пределы России, и неизбежной стала срочная эвакуация старейшего Юрьевского университета (город Тарту) на восток. Но куда?! Сделаем отступление в недалёкое прошлое, чтоб уяснить, какова была тогда ситуация в Перми с возможными помещениями для университета. В 1899 году в Перми умерла мать Мешкова Елена Ивановна. Николай Васильевич построил в городе в память о ней Дом для неимущих водников. Уже в 1914 году был готов огромный корпус ночлежного дома со столовыми, библиотекой, помещением для бюро труда, амбулаторией, приёмными покоями, функционировали общественные бани. Было завершено строительство складов, погребов, электростанции; началось асфальтирование дороги в центр города и к вокзалу. В ситуации, когда возник вопрос о возможном учреждении в Перми университета, Мешков полностью передал городу для этих нужд все сооружаемые им постройки.
Городские власти единогласно взяли обязательство принять в Перми Юрьевский университет. Но требовались и значительные наличные средства. Николай Васильевич прислал городскому голове телеграмму: «Если городская Дума найдёт нужным, кроме отвода места и временного помещения, гарантировать ещё хотя бы по 50 000 рублей в год приплаты на постройки или содержание университета, то прошу доложить Думе и прошу оказать мне честь позволить, совместно с городом, из своих средств в течение десяти лет вносить по 50 000 рублей ежегодно». Эта щедрая помощь сняла финансовое напряжение. Казалось бы, всё обстояло благополучно, но получилось иначе. Изменилось к лучшему положение на фронте, изменились и настроения значительной части юрьевской профессуры, не желавшей ехать на Урал, что закончилось их полным отказом от перевода университета в Пермь (Юрьевский университет перевели в Воронеж). Но дело об организации университета приняло столь широкий размах, что игнорировать его в верхах уже не могли. Совет Министров 12 июля 1916 года постановил в качестве подготовительной меры к созданию самостоятельного Пермского университета открыть с осени того же года в Перми отделение Петроградского университета. Однако добиться желаемого результата удалось после почти годичных хлопот. При этом Мешков жертвовал своей мечте почти всё, даже в его собственном доме разместилась канцелярия университета.
1 октября 1916 года состоялось торжественное открытие Пермского отделения Петроградского университета. 27 сентября 1917 года Совет университета единогласно избрал Н.В. Мешкова своим первым почётным членом. Николай Васильевич считал это звание своей самой высшей наградой и очень гордился им.
Революционные события осени 1917 года застали Мешкова в Москве, где проходил съезд принадлежавшего ему пароходного «Товарищества». Поразительно, но большинством голосов участники съезда приняли решение избрать Николая Васильевича комиссаром (!) пароходства. Но Мешкова не утвердили, иного решения и быть не могло. А вот подключить его огромный хозяйственный опыт и знание транспортного дела на строительство новой экономики было необходимо. Нарком путей сообщения Л.Б. Красин, старинный знакомый Мешкова, в 1920 году предложил ему, с согласия В.И. Ленина, работать в комиссариате консультантом. Николай Васильевич принял предложение и с гордостью показывал друзьям служебное удостоверение. За время этой работы он неоднократно бывал на Волге и Каме, несколько раз приезжал в Пермь, посетил и свою родину — Весьегонск. В 1931 году 80-летний Н.В. Мешков получил персональную пенсию и оставил государственную службу. 19 июня 1933 года после тяжёлой болезни он скончался в Москве, о чём сообщила газета «Известия».
Дом Мешкова |
В «Доме Мешкова» в Перми, ныне отреставрированном и являющемся жемчужиной архитектуры, с 2007 года разместился Пермский областной краеведческий музей. Первая же созданная там экспозиция посвящена Николаю Васильевичу Мешкову, а сотрудники музея уже задумали и реализуют обширную и очень интересную программу, включающую конкурсы, фестивали, викторины и даже… комиксы, посвящённые жизни и деятельности этого удивительного человека — сына весьегонского купца, крупнейшего русского предпринимателя и создателя Пермского университета, который ныне представляет собой мощный современный вуз, один из ведущих учебных и научных центров Урала.
Ведь были ж люди в то время! Как еще плохо мы знаем свою историю...
ОтветитьУдалить