Все мы родом из детства, каждое из которых незабываемо и неповторимо. Воспоминание о детстве - связующая нить между нами, давно повзрослевшими, и тем, что не имеет отношения ко времени, а к пространству - нашей малой родине. Это может быть край, мегаполис или маленький городок, село или хутор, улица или даже двор. В любом случае это - крошечная точка на карте мира, которая для каждого из нас заключает в себе особый сокровенный смысл, заставляющий трепетать душу и сдерживать внезапные слёзы.
Для меня, человека родившегося и выросшего в Москве, малой родиной стала деревня Гора Весьегонского района Тверской области, которая ныне с грустью являет собой скорее экспонат музея-заповедника, нежели населённый пункт. Гора в период расцвета СССР была центральной усадьбой крупного колхоза-миллионера им.М.Горького. В этой деревне больше сорока лет прожила моя бабушка по материнской линии. Здесь, начиная с годовалого возраста, я ежегодно провожу один летний месяц, чаще всего август. Исконно русские пейзажи, ни на что не похожий деревенский быт, обычаи и нравы местных жителей, их трудолюбие и преданность земле, неискушенность душ, прямота и искренность, простота речи пробудили во мне глубокое чувство любви и уважения к своей Родине, народу, повлияли на формирование идеалов, на понимание истинных духовных ценностей, но главное, развили поэтическую натуру.
Определяющую роль в моей жизни играет литература. А посему Гора всегда начинается для меня с места священного - деревенской библиотеки. Таковым оно стало не только благодаря любви к литературе, но и в первую очередь, благодаря её хозяйке, удивительной женщине, Маргарите Алексеевне Кузнецовой. Именно её высокий душевный настрой, пытливый ум, умелые руки и личная харизма послужили тому, что в библиотеке воцарилась тёплая, творческая атмосфера, которая по сей день притягивает туда читателей не только из числа местных жителей, но и приезжих.
Сюда в детстве я приходила со школьным списком литературы. Медленно поднимаясь по ступенькам библиотеки - небольшой рубленой избы, словно растягивая удовольствие, входила я в этот маленький храм знаний. Первое, что вызвало трепет - гнездо, которое ласточка свила прямо под потолком. Ещё шаг отделял меня от основной части дома, и вот уже тёплое приветствие тёти Риты, радушие, с которым она неизменно встречает своих читателей, заставляло отречься от всех прочих мыслей и медленно погрузиться в ту самую удивительную атмосферу.
В небольшой комнатке царит покой и порядок. На чисто вымытом полу постелены домотканые дорожки. Стройными рядами возвышаются стеллажи с книгами. На письменном столе с белой скатертью расположилась картотека читателей. На окнах - занавески в весёлых цветах. Тепло, светло и уютно. Основной колорит привносит в обстановку запах старых книг. Сколько событий произошло за время их жизни, сколько лиц склонялось над их обложками, сколько рук перелистывало страницы, сколько душ сопереживало героям! И если задуматься, всё это зачастую важнее их содержания.
Главной гордостью библиотеки можно смело назвать самые разные выставки: народно-прикладного творчества, предметов деревенского быта, детского рисунка, исторические, краеведческие. Их тётя Рита готовит с большой любовью и усердием. Она всегда с удовольствием рассказывает гостям об экспонатах, почему была выбрана та или иная тематика.
Тётя Рита, как повелось, сама ищет на полках необходимые читателям книги. Для меня же особым счастьем было, с её разрешения, побродить между стеллажей, подолгу рассматривать книги, с придыханием брать то одну, то другую, пытаясь угадать, что за история кроется за очередной старенькой обложкой. Пока я бродила, мы разговаривали о литературе. Тётя Рита поражала меня тогда своей манерой говорить об этом. Так не рассуждает учитель, опытный или начинающий читатель, так говорит человек, знающий литературу изнутри, человек её творящий. Но об этом чуть позже.
Для тех, кто не знает - печь в деревенском доме предмет одушевлённый и святой. С ней разговаривают, белят к праздникам, трещинки заделывают глиной,всё потому, что она и согревает и кормит. В суровые холода, которыми славятся русские зимы, печь топят ежедневно, а дело это нелёгкое. Печь уже в знакомой нам библиотеке состарилась настолько, что восстановлению не подлежала. В последние пару лет она сильно чадила, а тепла давала всё меньше и меньше,что во всех смыслах небезопасно, как для посетителей, так и для самой библиотеки. Однако благодаря стараниям и настойчивости тёти Риты совсем недавно была установлена современная железная печь. Так что стоять теперь библиотеке ещё полвека.
Шли годы, взрослела и я, и из тёти Риты хозяйка волшебного мира превращалась для меня в Маргариту Алексеевну, и одновременно с этим раскрывалось всё богатство и сложность её натуры.
Студенческие годы её пришлись на время расцвета советской культуры и литературы в частности. Сам Роберт Рождественский читал лекции о поэзии в Литературном институте им.А.М.Горького, студенткой которого Маргарита Алексеевна и являлась, правда группы прозы. В те годы Литинститут был одним из престижнейших вузов в СССР, учащиеся в нём считались небожителями и имели хорошие перспективы на будущее.
На тот же период жизни Маргариты Алексеевны приходится удачная попытка поступления в Высшее театральное училище им. Щепкина. Однако от карьеры актрисы её отговорили педагоги Литинститута, дабы не зарыть в землю писательский талант. Писала Маргарита Алексеевна много и с удовольствием - рассказы, очерки, эссе. Окончив учёбу, она уехала в Вологду, где в течение семи лет работала сначала корреспондентом, а потом редактором. Много печаталась: газеты "Красный север", "Вологодский комсомолец" (г.Вологда), сборник молодых писателей Вологды "Долги наши" (г.Архангельск), газеты "Тверская жизнь", "Смена" (г.Тверь), "Весьегонская жизнь".
Одним из очевидных преимуществ советского времени являлось то, что жизнь била ключом не только в Москве, Ленинграде и ещё десятке крупных городов, но и по всей стране. Оттого молодые люди смело покидали столицу и отправлялись трудиться на благо Родины в самые отдалённые её уголки, либо просто возвращались домой в провинцию.
Больше двадцати пяти лет Маргарита Алексеевна работает в деревенской библиотеке. По-прежнему здесь проходят выставки, кипит общественная работа и творческая жизнь. Маргарита Алексеевна стала идейным вдохновителем и активным участником клуба "Федорковский краевед", занимающегося изучением истории родного края и родословных известных личностей, здесь родившихся. (Например, Пётр Алексеевич Дементьев - основатель города Сент-Питерсберга, штат Флогрида США, русский дворянин, председатель земской управы и предводитель дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии (1873-1878)). Работой клуба вместе с Маргаритой Алексеевной занимаются её односельчане. Также сама она участвовала в сборе материала для недавно увидевшей свет замечательной книги "Весьегония". Стараниями Маргариты Алексеевны, её друзей и просто читателей продолжает обновляться и пополняться книжный фонд библиотеки.
Творческая натура Маргариты Алексеевны проявляется также в украшении и убранстве собственного дома, которому больше подходит тургеневское название "Дворянское гнездо". Нежно и трогательно её отношение к верному четвероногому другу - псу Грише, к пчёлам (Маргарита Алексеевна профессиональный пасечник с большим стажем), к саду. Да и всё о чём она просто рассуждает, приобретает особый смысл и значимость. Сильная женщина с тонко ранимой душой, обаятельная, талантливая, открытая, добрая, честная, трудолюбивая, небезразличная к чужим судьбам и к судьбе своей страны - можно долго и с удовольствием подбирать эпитеты.
Главное качество Маргариты Алексеевны, на мой взгляд, верность идеалам просвещения, верность делу всей жизни, верность долгу. Не раз, размышляя о судьбе этой удивительной женщины, я поражалась её смелостью - отказаться от блестящей карьеры в Москве ради работы в деревенской библиотеке.
Но кто знает, как бы могла сложиться её жизнь, останься она в столице. Верно в народе говорят: "Где родился, там и пригодился". Здесь в ней по-настоящему нуждаются как в хорошем и мудром человеке, заражающим своим жизнелюбием, активностью, умением стойко переносить трудности, стремлением к самосавершенствованию, верой в добро, но прежде всего верой в русскую литературу. Именно здесь, вдали от тлетворного влияния современных средств массовой информации, от развращённого общества сохранилось то настоящее, животворное, искеонно русское, что нельзя описать словами, но можно почувствовать душой, чегог так не хватает нам - жителям безликих и жестоких городов. Любди, подобные Маргарите Алексеевне, самоотверженные и самоотречённые, пытаются это настоящее сохранить, передать грядущзим поколениям, беззаветно служат идеалам человечества, тем самым освещая дорогу идущим во след.
Тётя Рита, как повелось, сама ищет на полках необходимые читателям книги. Для меня же особым счастьем было, с её разрешения, побродить между стеллажей, подолгу рассматривать книги, с придыханием брать то одну, то другую, пытаясь угадать, что за история кроется за очередной старенькой обложкой. Пока я бродила, мы разговаривали о литературе. Тётя Рита поражала меня тогда своей манерой говорить об этом. Так не рассуждает учитель, опытный или начинающий читатель, так говорит человек, знающий литературу изнутри, человек её творящий. Но об этом чуть позже.
Для тех, кто не знает - печь в деревенском доме предмет одушевлённый и святой. С ней разговаривают, белят к праздникам, трещинки заделывают глиной,всё потому, что она и согревает и кормит. В суровые холода, которыми славятся русские зимы, печь топят ежедневно, а дело это нелёгкое. Печь уже в знакомой нам библиотеке состарилась настолько, что восстановлению не подлежала. В последние пару лет она сильно чадила, а тепла давала всё меньше и меньше,что во всех смыслах небезопасно, как для посетителей, так и для самой библиотеки. Однако благодаря стараниям и настойчивости тёти Риты совсем недавно была установлена современная железная печь. Так что стоять теперь библиотеке ещё полвека.
Шли годы, взрослела и я, и из тёти Риты хозяйка волшебного мира превращалась для меня в Маргариту Алексеевну, и одновременно с этим раскрывалось всё богатство и сложность её натуры.
Студенческие годы её пришлись на время расцвета советской культуры и литературы в частности. Сам Роберт Рождественский читал лекции о поэзии в Литературном институте им.А.М.Горького, студенткой которого Маргарита Алексеевна и являлась, правда группы прозы. В те годы Литинститут был одним из престижнейших вузов в СССР, учащиеся в нём считались небожителями и имели хорошие перспективы на будущее.
На тот же период жизни Маргариты Алексеевны приходится удачная попытка поступления в Высшее театральное училище им. Щепкина. Однако от карьеры актрисы её отговорили педагоги Литинститута, дабы не зарыть в землю писательский талант. Писала Маргарита Алексеевна много и с удовольствием - рассказы, очерки, эссе. Окончив учёбу, она уехала в Вологду, где в течение семи лет работала сначала корреспондентом, а потом редактором. Много печаталась: газеты "Красный север", "Вологодский комсомолец" (г.Вологда), сборник молодых писателей Вологды "Долги наши" (г.Архангельск), газеты "Тверская жизнь", "Смена" (г.Тверь), "Весьегонская жизнь".
Одним из очевидных преимуществ советского времени являлось то, что жизнь била ключом не только в Москве, Ленинграде и ещё десятке крупных городов, но и по всей стране. Оттого молодые люди смело покидали столицу и отправлялись трудиться на благо Родины в самые отдалённые её уголки, либо просто возвращались домой в провинцию.
Больше двадцати пяти лет Маргарита Алексеевна работает в деревенской библиотеке. По-прежнему здесь проходят выставки, кипит общественная работа и творческая жизнь. Маргарита Алексеевна стала идейным вдохновителем и активным участником клуба "Федорковский краевед", занимающегося изучением истории родного края и родословных известных личностей, здесь родившихся. (Например, Пётр Алексеевич Дементьев - основатель города Сент-Питерсберга, штат Флогрида США, русский дворянин, председатель земской управы и предводитель дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии (1873-1878)). Работой клуба вместе с Маргаритой Алексеевной занимаются её односельчане. Также сама она участвовала в сборе материала для недавно увидевшей свет замечательной книги "Весьегония". Стараниями Маргариты Алексеевны, её друзей и просто читателей продолжает обновляться и пополняться книжный фонд библиотеки.
Творческая натура Маргариты Алексеевны проявляется также в украшении и убранстве собственного дома, которому больше подходит тургеневское название "Дворянское гнездо". Нежно и трогательно её отношение к верному четвероногому другу - псу Грише, к пчёлам (Маргарита Алексеевна профессиональный пасечник с большим стажем), к саду. Да и всё о чём она просто рассуждает, приобретает особый смысл и значимость. Сильная женщина с тонко ранимой душой, обаятельная, талантливая, открытая, добрая, честная, трудолюбивая, небезразличная к чужим судьбам и к судьбе своей страны - можно долго и с удовольствием подбирать эпитеты.
Фото Геннадия Макеева |
Но кто знает, как бы могла сложиться её жизнь, останься она в столице. Верно в народе говорят: "Где родился, там и пригодился". Здесь в ней по-настоящему нуждаются как в хорошем и мудром человеке, заражающим своим жизнелюбием, активностью, умением стойко переносить трудности, стремлением к самосавершенствованию, верой в добро, но прежде всего верой в русскую литературу. Именно здесь, вдали от тлетворного влияния современных средств массовой информации, от развращённого общества сохранилось то настоящее, животворное, искеонно русское, что нельзя описать словами, но можно почувствовать душой, чегог так не хватает нам - жителям безликих и жестоких городов. Любди, подобные Маргарите Алексеевне, самоотверженные и самоотречённые, пытаются это настоящее сохранить, передать грядущзим поколениям, беззаветно служат идеалам человечества, тем самым освещая дорогу идущим во след.
Мария Левашко
г.Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий