суббота, 22 апреля 2017 г.

Старое фото, как память из прошлого…

Со страницы старого альбома, что хранится в нашей центральной библиотеке, смотрят на меня лица, которые нельзя забыть. Старую фотографию беру осторожно в руки, и под моими пальцами глянец становится теплее, мне очень дорог этот черно-белый снимок. 
Время останавливается, и, сдувая пылинки былых лет, я вглядываюсь в застывший кадр, вглядываюсь в свою молодость… 
В маленькой комнате Нины Васильевны Верхоланцевой рисуем с натуры, я, Тамара Алашкина, а рядом - Михаил Верхоланцев, сейчас личность легендарная не только для нашего города, но и для всей России.
Нина Васильевна Верхоланцева
Среда. По средам в этой крохотной комнате в старом городе, в доме на углу, проходили занятия кружка рисования, которые я никогда не пропускала. Вела занятия Нина Васильевна Верхоланцева - замечательная, неподражаемая женщина, которую буду помнить, пока жива.
В то время (70 – е годы) на кружок приходили  Геннадий Клюшин, Александр Смородин, Г.еннадий Угрюмов, Вячеслав Розмин, ставшие художниками.
А старт в жизнь искусства им дала Нина Васильевна.
В одну из сред, зайдя в комнату, я увидела возле печки у двери незнакомого человека, чем-то похожего на Нину Васильевну. 
«Знакомьтесь, Мишка, мой сын» - проговорила Нина Васильевна. 
Михаил улыбнулся и раскланялся. Невысокий рост, яркая рубашка, джинсы, улыбка, быстрота в движении, простота в общении с нами, сразу расположили к себе. 
Казалось, что с Михаилом, двигавшимся по маленькой комнате как ртуть, мы давно знакомы. 
В эту среду урок рисования (мы рисовали портрет с натуры) вел Михаил…
Спустя много лет по рассказам Марата Михайловича, старшего брата Михаила, а затем и по печатным материалам (воспоминаниям) я узнала всю историю их семьи. В апреле 1938 года семья Верхоланцевых – Нина Васильевна с сыновьями Маратом и только что родившимся Мишей – оказалась в Весьегонске. Случилось это после ареста и расстрела как «врага народа» их мужа и отца, командира 25-й Чапаевской дивизии – Михала Зюка.
Михаил Иосифович Зюк (Нехамкин), герой Гражданской войны

Михаил Верхоланцев вырос в маленьком Весьегонске, окончил там среднюю школу, а мать, выпускница Академии художеств, развила его творческий дар. 
В рассказах Михаила Верхоланцева о своём детстве, проведенном в Весьегонске, нет и намёка на тяжесть и убожество жизни ссыльных «врагов народа», кроме одного: мать трудилась двадцать часов в сутки, но в те времена все работали точно так, иначе война была бы проиграна. 
Мать преподавала немецкий язык в школе, был ещё и огород в 12 соток, существенный кормилец семьи, а воспитателем двух сыновей были школа, улица и домашняя библиотека, вполне приличная даже по московским меркам. По материнской линии Михаил принадлежит к известному и богатейшему сибирскому купеческому роду Басниных.
Василий Баснин 
 Василий Баснин был очень разностороннее развитым человеком. 
Увлекался наукой, искусством, культурой
Прапрадед Василий Николаевич дружил с декабристами и встречался с Пушкиным, прадед Николай Васильевич стал известным юристом, учился в Париже композиторскому искусству у Гектора Берлиоза, был женат на двоюродной сестре знаменитого английского писателя Уилки Коллинза, создателя детективного жанра, автора «Лунного камня» и «Женщины в белом». Вместе с отцом он собрал уникальную коллекцию гравюр и картин (около 8500 работ), которую его вдова Энн Элизабет Вильямсон подарила в 1918 году, вскоре после его кончины, Пушкинскому музею. 
Михаил поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище, и окончил его в 1961 году. 
Его старший брат Марат Михайлович преподавал в школе географию, пристрастил к походам и археологии.
Г. Угрюмов "Портрет Марата Верхоланцева"
Михаил Михайлович награжден премиями и медалями. 
Россия, Италия, Дания, Бельгия, Турция, Польша… 
Триумфальным было его участие в международных конгрессах малой графики в России (1988), Дании (2002), Австрии (2004) и Швейцарии (2006). Российская академия художеств наградила его в 2003 году Серебряной медалью, а в 2007 году заслуженному художнику России Михаилу Михайловичу Верхоланцеву была присуждена Золотая медаль Творческого союза художников России.

"Лес в окрестностях Весьегонска."
(Лес среднерусской полосы. Сухая сосна)
бумага/акварель, карандаш 55см x 50см 2002 г.


Вот эта картина и не дает мне покоя с тех пор, как увидела ее в интернете. Кажется, нет в ней ничего особенного, болотно-ржавые тона, изломанные линии сосен, но, почему-то, кажется мне, что на картине изображен Весьегонск, с его трагической судьбой - перенос из затопляемой зоны…
А может, это изображена под тяжестью жизненных испытаний вся несгибаемая семья Верхоланцевых?
Художественные произведения Михаила Михайловича Верхоланцева, на мой взгляд, очень трудно описывать. Много раз, перелистывая книгу «Михаил Верхоланцев. Гравюры. Иллюстрации. Живопись», подаренную автором в библиотеку, ловлю себя на мысли, что рассматривать их можно бесконечно, и каждый раз находить в них что-то новое, иногда не совсем понятное для себя.
М. Верхоланцев  "Осень в Мещере"
М. Верхоланцев ""Смирение"
М. Верхоланцев "Автопортрет с лютней" 
«Линия – это все» написано в предисловии. Это так, глаза скользят по замысловато – сложным линиям рисунка сливаясь воедино. Наверное, все это ему диктует его родовая память.
Михаил Михайлович Верхоланцев
Верхоланцевы не отпускают…
Двухэтажный дом напротив библиотеки, в который часто заходил Марат, квартира в старом городе с табличкой в память о Н.В. Верхоланцевой, разговоры, воспоминания читателей об этой семье, оставившей заметный след в истории нашего города, книги и альбомы с фотографиями, которые можно бесконечно перелистывать, вглядываясь в знакомые лица...
Я благодарна судьбе за короткое соприкосновение с семьей Верхоланцевых, которые раскрасили серую жизнь провинциального городка в яркие цвета, а Михаила - за его искусство вне времени.
Дом Н. В. Верхоланцевой в старом городе
 Сегодня я закрываю альбом, чтобы через некоторое время вновь его открыть…

1 комментарий: