суббота, 30 марта 2019 г.

Холопий городок на Мологе. Судьба Веси

Процесс образования на речных путях в землях славян веси, мери и других народов торговых поселении шел с нарастанием в IX—X—XI веках. 
На реке Молоте, кроме села Весь Егонского, появились и другие торговые поселения. Одним из них являлся так называемый Холопий городок, приютившийся в самой глубине былой страны веси, в шестидесяти верстах от устья Мологи (в районе сегодняшнего села Брейтово Ярославской области). Городок располагался на территории Ростово-Суздальской земли. От села Весь Егонского до Холопьего городка по реке Мологе было всего около 75 верст. 
Исследователь российских древностей Л. Мусин-Пушкин писал, что в начале XII века много русских купцов на судах ушли в греческую землю и пропали без вести. Среди них было немало и новгородцев. Целых семь лет не было от них вестей. Узнав, что суда русских купцов захвачены херсонцами (корсунянами), Владимир Мономах потребовал освобождения русских купцов с их судами и товарами. Греки ответили отказом. 
После успешного военного похода Мономаха против греков русские купцы вместе с войсками князя вернулись домой. Новгородские купцы были удивлены и возмущены, когда узнали, что жены в их отсутствие повыходили замуж за своих холопов. 
Холопам удалось отбиться от своих прежних хозяев н уйти от них (конечно, не с пустыми руками) на далекую Мологу, где, якобы, они и основали Холопий городок. Завели на новом месте небольшую торговлю, опасаясь первое время вставать на путях новгородских. Иногда отваживались ходить со своими товарами в Ярославль и до Булгара. 
Мы познакомили читателя с Холопьим городком не ради забавной истории его возникновения. Дело в том, что Холопий городок потом будет соперничать в торговле с селом Весь Егонским. И нам не раз еще придется возвращаться к нему в нашем повествовании. 
А сейчас, постараемся проследить за дальнейшей судьбой веси в наших краях. После 907 года и вплоть до конца написания Начальной летописи (1110 г.), то есть на протяжении более двух столетий, племя весь не упоминалось в летописи. Но это вовсе не означало, что весь исчезла из мест своего обитания. Просто она перестала играть сколько-нибудь заметную роль в жизни Новгородской земли. 
В 1071 году произошло волнение среди черных людей и веси, вызванное неурожаем и голодом. Волнение прокатилось по всей Шексне до. самого Белоозера. 
Австрийский посол в Москве С. Герберштейн, путешествуя в 1517 и 1525 гг. по Московии, встретил на Белоозере, Шексне и Мологе людей, которые разговаривали на своем собственном языке, хотя все говорили и по-русски. Нет сомнения в том, что этими «туземцами», как их назвал путешественник, были обрусевшие потомки племени весь. Приняв христианство, они продолжали держаться «своего племени» и не забывали тайно поклоняться своим прежним языческим идолам. 
Ассимиляция веси в Весьегонском крае носила более сложный характер. После заключения Столбовского мира со Швецией в 1617 году в новгородские и тверские пределы, в том числе и в Весьегонский край, пришли карелы-переселенцы. Они не пожелали оставаться под чужеземным игом (часть русских земель на севере тогда отошла к Швеции). За два только массовых перехода (1627, 1657 гг.) было зарегистрировано около тридцати тысяч человек. 
Значительная часть карел расселилась у нас около Мологи и в Кесемской волости, где деревни сильно обезлюдели во время польско-литовской интервенции 1608-1612 гг. 
Потомки веси, жившие в этих местах, вскоре слились с переселенцами-карелами, родственными с ними по языку. Позднее они стали называть себя тоже карелами, но другая часть потомков веси оставалась, что называется, в чистом виде. 
Финская струя в наших краях была весьма заметной во внешнем облике многих весьегонских крестьян даже во второй половине XIX века. Автор книги «История Тверского края» (1876 г.) В. Борзаковский отмечал: «Крестьяне Весьегонского уезда, преимущественно вблизи города, отличаются особенным типом. Глаза у них узкие, нос совершенно прямой и довольно велик, брови прямые и так сходятся над носом, что представлют с первого взгляда одну прямую линию, лицо овальное и широкое. Тип этот резко отличает Весьегонского крестьянина от жителей южных уездов губернии. Вероятно, это население представляет собой обрусевших финнов племени весь, которые обитали в древности в этих краях». 
Сегодня людей подобного типа у нас встретить значительно труднее, так как процесс обрусения потомков веси зашел значительно глубоко. 

Б. Купцов, краевед 
«Ленинский завет», 1987 год

Фото 

Комментариев нет:

Отправить комментарий