среда, 25 ноября 2015 г.

Загадочная история Николы-Рени

Кто из проезжавших мимо этой замечательной церкви из красного кирпича не был заворожён ее красотой? 

Церковь Николая Чудотворца стоит на правом берегу реки Рени. 
От проезжей дороги отделяет её широкое поле, которое с каждым годом всё больше и больше зарастает соснами. 
Пройдёт еще несколько лет и они, пожалуй, совершенно скроют её от глаз прохожих… 

Во времена моего детства вдоль дороги находилась маленькая деревенька Никола-Реня. Всего несколько жилых домов да вот эта церковь, совершенно непохожая на другие храмы Весьегонской земли. 
Окружена чудесами и тайнами и её история. 
Строительство храма было начато в 1915 году на средства прихожан, а достроен и освящён он был в 1924 году. Что само по себе уникально и удивительно! 
В «Именном списке лиц, лишённых избирательных прав по Любегощской волости на 1927 год» под номером 21 числится Успенский Сергей. Место проживания - хутор Никола-Реня. Причина лишения избирательных прав – священнослужитель. Лишён прав «со дня октябрьской революции». И примечание: «Умер в 1927 году».
Сергей Григорьевич Успенский родился 2 сентября 1867 года в семье дьякона одной из весьегонских церквей.
Успенская церковь с колокольней. Фото начала XX века
Окончил Тверскую духовную семинарию и летом 1888 года после венчания с Верой Николаевной Ивановой, дочерью священника, был «рукоположен во священника» и направлен на служение в с.Федорково Весьегонского уезда в старую деревянную Успенскую церковь.
Церковь была очень ветхой и грозила разрушением, да и сам дом священника был обветшалым и холодным. 
Имя отца Сергия сейчас мало кому известно. Но когда-то…
Он был известен и за пределами Весьегонского уезда как целитель.  Он лечил всех, кто к нему обращался. Говорят, что во дворе его дома каждый день стояло по нескольку подвод, на которых приезжали к нему за помощью.
Старожилы вспоминали: «И он у нас лечебный был, этот батюшка…»
Отец Сергий, по рассказам, лечил головные боли, нарывы, параличи и другие заболевания.
Когда к о. Сергию приходили больные, он, по рассказам, накрывал их своим «фартуком» (епитрахилью), и они начинали чувствовать, как по телу шли мурашки.
Часто отец Сергий оставлял пациентов жить у себя в доме, продолжая лечение. 
Вспоминают, как уговаривал он одного своего прихожанина остаться: «Не ходи, Павел. Всеё пропадет твоё! Больше я тебя не приму». «И все же он ушел домой – его деревня напротив. Ушёл всё же. И всё: всё пропало, вся лечёба. Ещё привезли — больше ничего, так он помер». 
А ещё говорили, что батюшка «всё знал». На исповеди он никогда не спрашивал имени человека, но всегда называл правильно, даже если видел его впервые. 
Он был строг и мог отказать от исповеди и причастия под предлогом того, что человек по дороге в церковь «думал о скоромном». 
Рассказывали такой вот то ли случай, то ли легенду: 
Ехал как-то о.Сергий в село Ёгна, видит, старик картошку копает. Поздоровавшись, спросил: 
- Антон Андреевич, картошечку роешь? А надо ли картошка-то тебе? 
- Дак, как же, батюшка?
- А я думаю – не надо!
«Антон на другой день захворал и помер».
Рассказывают, что о своей смерти о. Сергий также знал заранее и накануне попрощался со своими близкими. 
Перед смертью провидец предсказал, что во время похорон его гроб уронят, что его могилу осквернят, что люди будут лечиться землёй с его могилы.
Действительно, в 30-х годах гроб о. Сергия неоднократно выкапывали из земли – искали золото, думали найти на теле священника золотой крест, но о. Сергий, предвидя это, приказал себе в гроб положить обычный – деревянный.
Рассказывали, что он завещал похоронить его не возле церкви, как хоронили священников, а на общем кладбище: «Везите меня на общее кладбищо, пускай люди лечатся!»
Могилу отца Сергия долгое время почитали как святыню. Говорят, что земля с неё обладала целебными свойствами. 
«… брали земли оттудова… Лечиться. Вот потрут там, чего болит, землёй евонной. Он сказал: "Пускай люди лечатся!" Знали это всё и стали ездить. Говорят, даже, что земли на могиле «не хватало» и ее приходилось досыпать».
Вот такая чудесная история...

Источники:
  1. Архив Весьегонского р-на. Связка №51 Любегощский волисполком. Списки лиц, лишенных избирательных прав.
  2. Зубарева В.С., Лурье М.Л. Весьегонские рассказы об отце Сергии Успенском как провинциальный текст [электронный ресурс] Электрон. статья (1файл 602 Кб) Загл. с титул. экрана. Свободный доступ из сети Интернет. -http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem16.pdf
  3. Ларин Г. Весьегония: Словарь-справочник. -  М.: Ключ-С, 2010
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Отв. ред. Г.К.Смирнов. - М.: Индрик, 2013.


12 комментариев:

  1. Действительно, чудесная история. Спасибо Вам, что рассказали об этом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за историю!!! Жаль, но много деревень в этой стороне уже давно канули в Лету...

      Удалить
  2. Да. Очень интересная история про удивительного человека. А его могила, она сохранилась или, также как судьба многих, потерялась в зарослях старого кладбища?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня это тоже очень интересует! На этом кладбище я никогда не была. Жаль, что автобусы в том направлении только в рабочие дни. Да и холодно совершать пеший поход. Отложу до весны...

      Удалить
    2. Имеется ввиду кладбище неподалеку от церкви? Я была. Там похоронена М.А.Кузнецова. Светлана, соберётесь в поход, меня возьмите.

      Удалить
  3. Татьяна Везолайнен29 ноября 2015 г., 10:15

    Этот рассказ моя мама слышала еще в детстве. Они посещали с бабушкой (Пелевиной-Хорёвой Татьяной Игнатьевной) и ее сестрой могилу их сестры на Никла-Ренском кладбище. Могила священника находится слева от центрального входа, но ее уже не было как таковой. Очевидец просто показал место захоронения. С этого места было видно поле и церковь, это на границе кладбища и поля

    ОтветитьУдалить
  4. Никита Кривцов18 февраля 2016 г., 10:01

    Был там два раза. Но даже не знал, что есть кладбище. А, если не ошибаюсь, автор ч/б фотографии начала ХХ века - И.Я. Билибин.

    ОтветитьУдалить
  5. Лидия Панова (Лешихина)29 февраля 2016 г., 3:51

    Это кладбище я посещаю каждый год, там похоронены мои родители и дедушка с бабушкой,также другие родственники и знакомые. Никола - Реня это не деревня,а хутор.В строительстве церкви принимала участие моя бабушка Лешихина Аграфена Васильевна Церковь строилась всеми жителями окружных деревень.Кирпич производили своими руками на мини заводе, который находился между д. Гора и д.Кишкино в которых и сейчас продолжают жить и трудиться люди, завода давно уже не существует.Церковь стояла не тронутой до 1962-1963г,могу ошибиться,затем её посетили не хорошие люди, с того времени она стала разрушаться.Я была внутри церкви, очень красиво. Висела огромная хрустальная люстра,там где проходила служба.Алтарь от зала отделяла деревянная, вся резная очень красивая перегородка.На территории возле церкви стояла сторожка в которой меня крестили.Я помню в моем детстве в пасху из церкви брали иконы и обходили все близ лежащие деревни,в которых и сейчас течет трудовая жизнь: Федорково, Кишкино,Гора и Косодавль Около кладбища на берегу р. Рени находится ещё одно старинное кладбище.А это кладбище позже и находится прямо у дороги между полем и церковью, проехать мимо его невозможно.На краю поля ближе к речке в соснах проводили день пионерии Горская школа.Можно много еще чего рассказать. Все детство связано с рекой и хутором Никола - Реня.С М.А.Кузнецовой мы были подругами и жили вместе, а затем разъехались но в отпуске всегда встречались.

    ОтветитьУдалить