воскресенье, 5 марта 2017 г.

Дворянские усадьбы Кесемского края. Никольское.

Мой дорогой читатель. Возможно, пройдёт ещё каких-нибудь неполных десять лет и название это, как и история усадьбы, будет забыто.
Да и сегодня произнося в разговоре название Никольское, слышу недоумение: «А где это?»
А ведь когда-то там кипела жизнь. Красивая усадьба с парком, прудами и аллеями. Красивые дома и, конечно, история семьи. 
Итак, Никольское. Сельцо рядом с деревней Мякишево Кесемской волости принадлежало дворянам Батюшковым.
В 1787 году Иван Семенович Батюшков венчается с Натальей Герасимовной Брянчаниновой. Дети: Николай Иванович и Анна Николаевна Батюшковы. 
В 1828 году, после кончины предводителя весьегонского дворянства кесемского помещика Ивана Семеновича Батюшкова, владения семьи разделены на две части.
Большая часть земель с селом Кесьма и деревней Губачево достались штабс-капитану Николаю Ивановичу Батюшкову /1801-1841/.
Причём, возможно, деревня Губачево была разделена на две части. Молодые крепостные достались Николаю Ивановичу, а старые переведены на свежие земли и деревня их стала – Старое.
Владелица деревень Старое и Мякишево – вдова Ивана Семёновича – Наталья Герасимовна Батюшкова. 
Около деревни Мякишево с этой поры начато развитие новой дворянской усадьбы Никольское.
С кончиной Натальи Герасимовны усадьба и прилегающие к ней деревни перешли к дочери – Анне Ивановне Пыжовой /Батюшковой/. Сестра Николая Ивановича была выдана замуж в семью дворян Пыжовых (Большое Молдино Вышневолоцкого уезда). 
В этой семье родился в 1823 году единственный сын Николай Павлович Пыжов.
Штаб-ротмистр Павел Николаевич и Анна Ивановна Пыжовы очень рано скончались и малолетний наследник стал очередным владельцем сельца Никольское и прилегающих к нему деревень.
Помимо этих земель он получил ещё частичные доли наследства в Любегощенской волости. Это Сандырево, Большое Шевелёво и Тучково.
Из газеты «Тверские губернские ведомости» за 1861 год стало известно, что Пыжов Николай Павлович был корнетом, мировым посредником 2 участка Весьегонского уезда. Жена мирового посредника – Анна Александровна Пыжова, в девичестве Тондер. Единственный ребенок в этой семье, рано умерший младенец Пыжова Александра Николаевна /16 октября 1858 - 13 августа 1863/.
Видимо, Николай Павлович тоже рано скончался, поскольку дальнейшей владелицей усадьбы стала Анна Александровна Пыжова. 
Во время её управления усадьбой произошло достаточно значительное развитие хозяйства: сыроваренный завод, большое стадо коров, классическое оформление усадьбы. А главное, построен винокуренный завод – совместное предприятие с бароном Геннадием Христофоровичем Штемпелем. 
Спустя несколько лет совладельцы разделили капитал и стали держать каждый свой винокуренный завод.
Госпожа Пыжова – в Никольском. Барон Г.Х. Штемпель – в Пашкове. 
В 1873 году Анна Александровна Пыжова и её сестра Елизавета Александровна Тондер открыли в усадьбе сыроваренный завод.
В 1883 году доверенный от А.А.Пыжовой и Е.А.Тондер известил земскую уездную управу о прекращении деятельности винокуренного завода № 2 в с.Никольское.
Анна Александровна Пыжова, жена корнета, скончалась в возрасте 56 лет, в 1888 году. Обрела вечный покой на дворянском погосте возле церквей села Кесьма. /Провинциальный некрополь/ 
Поскольку у этой семьи наследников не осталось, усадьба перешла к семье двоюродной сестры Павла Николаевича Пыжова.
Владелицей стала Екатерина Федоровна Пыжова /1828 год рождения, в замужестве Отт/.
Владимир Федорович и Екатерина Федоровна Отт с участием частичного финансирования земства и Вольного экономического общества создали в усадьбе образцовую сыроварню.

Владимир Федорович скончался в 1880 году. И усадьба перешла к его детям:
Примерно в 1908 году Фёдор Владимирович Отт прекратил деятельность в земстве и усадьбу по каким-то причинам выставили на торги.
К этому времени владение представляло собой 9 десятин земли под усадьбой, 7 жилых и 20 хозяйственных построек. 
Содержалось самое крупное в уезде после Шварцев дойное стадо – 88 коров. Пашня – 70 десятин земли. Всего около 560 десятин земли. 
При продаже заявили о приобретении частей учсадьбы крестьяне, о которых я расскажу далее.
Так стала усадьба хутором из 16 домовладений.
Приобрели дома, дворовые постройки и землю состоятельные деревенские жители из окрестных деревень.
Кожевниковы. Три семьи Кожевниковых из деревни Мякишево. 
Иван Егорович Кожевников состоял в ту пору попечителем земского училища. Кожевниковы владели торговой лавкой с правом продажи алкоголя в деревне Мякишеве и сельце Никольское. На Сандовском тракте у этой семьи был постоялый двор. Николай Егорович Кожевников состоял на службе у земства, заведуя Кесемским военно-конским участком.
Михайлов Степан Михайлович. Состоятельный крестьянин села Кесьма, земский гласный в уездное собрание от сельских обществ Кесемской волости.
Голяковы. Александр Григорьевич Голяков с сыновьяим имели самое крупное владение: 80 десятин земли, дом-крестовик и большое количество дворовых построек. Три семьи Голяковых, главами которых были Александр Григорьевич, Иван Александрович и Николай Александрович.
Красавцевы. Иван Тимофеевич Красавцев, житель села Кесьма, владелец чайной и торговой лавки приобрел господскую мебель и большой дом-людскую. 

На фото, возможно, это и есть чайная Красавцевых.
Морозовы. Иван Александрович с семьёй развили очень крепкое хозяйство.
Поляковы. Диакон села Кесьма Федор Поляков с сыновьями приобрели надел земли, построили дома, стали постоянно жить на хуторе. Один из сыновей – Григорий Поляков.
Никольские. Никольский Николай - священник села Пятницкое приобрел клин земли для своих сыновей, которые развели крепкое хозяйство.
Карпушкины. Волостной старшина Михаил Васильевич Карпушкин, владевший в Кесьме мельницей, крупным земельным наделом, постоялым двором, чайной, мануфактурной лавкой тоже приобрёл для своих сыновей кусочек Никольского.
Храбростин Михаил Николаевич. Статский советник, военный врач, земский врач в селе Кесьма. Ещё один покупатель земли и части усадьбы. Благодаря Михаилу Храбростину название Никольское привлекает внимание краеведов XXI века.
Расцвет хуторской жизни, начавшийся с реализацией Столыпинской реформы, закончился в 1930 году полным уничтожением результатов этой реформы, и как следствие хуторов.
Не осталось и Никольское в стороне от политики раскулачивания. Полное разорение, дома конфискованы, жители высланы. 

Мой дорогой читатель, из 16 хозяев я нашла12. 
Возможно, Вы владеете какой-либо информацией о прошлом этого края, от которого осталось только название да старый кедр в лесном непроходимом буреломе. Да ещё, в деревне Тимошкино ходят за грибами в урочище Храбростино. 

Приступив к поиску информации о сельце Никольское, я использовала следующие источники:

1. Документы Весьегонского районного архива
2. Протоколы собраний Весьегонского уездного земства 1868-1915гг.
3. Общий Гербовик дворянских родов Всероссийской империи. - С-Петербург, 1794- 1799.
4. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / составитель Г. А. Ларин. - Тверское книжное изд-во, 1994. -150с.
5. Купцов Б.Ф. Весьёгонск. Вехи истории. – Тверь, 2007. - 396с , ил.
6. Ларин Г.А. Весьегония : словарь- справочник./ Геннадий Ларин .- Москва : ИД «Ключ-С», 2010.- 450с. : ил. , портр.
7. Чернявский М. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии, 1787- 1869гг.
8. Шереметьевский В.В. Русский Провинциальный некрополь.- Москва, 1914.

Елена Селифонова. Кесемская библиотека.

2 комментария: