суббота, 6 марта 2021 г.

Экскурсия в прошлое. Размышления над старой фотографией

Мои дорогие читатели. Мне посчастливилось увидеть на странице Елены Коцман старую фотографию. На фото - интересный сюжет. Особое внимание привлечено к кирпичной ограде с православными крестами на столбах. Плотный забор. Мнение Нины Александровны Захаровой и Андрея Чумина, что это село Чамерово, церковная ограда. Как жалко, что наши родственники не оставили на фотографиях хоть маленького сообщения о событии. (Хотя, что оставим мы?). Но фотография столь интересна, что начато исследование. Мое мнение – это ограда женского Троице-Пятницкого монастыря в селе Камень. И для сравнения я сейчас предлагаю вам, мои уважаемые читатели, фото-экскурс в местную историю. Экспонатами станут старые фотографии весьегонских церквей.
Храмы веками украшали села и города России. Одним из элементов украшения стали церковные ограды. Ограда церковной территории, как правило представляла собой решетку, изготовленную методом художественной ковки. Такое ограждение как бы возвеличивало храм. Делая его более прекрасным и возвышенным.
Церкви в селе Кесьма. Древняя церковь Живоначальной Троицы
и Белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Как свидетельствуют документы из церковного архива: оба храма окружены каменной оградой с железными решетками. В церковных документах запись: «очень ветхая деревянная ограда». Затем получено разрешение на устройство новой ограды и покраска ее, как избавление от преждевременного ветшания. В 1880 году установлена новая деревянная ограда на каменных столбах. В 1895 году территория вокруг церквей огорожена новой каменной оградой с железными решетками. Обращаем внимание: ограда не плотной стеной, а с явно видимыми просветами. Что важно при нашем исследовании.

Село Баскаки. Церковь Успенья Божией Матери. 
Рядом деревянная церковь Святого Георгия. Вокруг обеих церквей и приходского кладбища расположена ограда из дикого камня. В пролетах между столбами вставлены узорчатые решетки работы краснохолмского цехового мастера Ивана Баруздина. Участие в руководстве строительства ограды также принимал мещанин города Весьегонска Кузьма Андреевич Глинский. Ограда строилась в 1889 -1900годы, при священнике Александре Ивановиче Лебедеве и церковном старосте, крестьянине деревни Подлесное Иване Тимофеевиче Ульеве.
Церковь Преображения Господня на погосте Никола Высока. 
Село Романовское. На старой фотографии каменная ограда, в пролетах вставлены также как на предыдущих фотографиях узорчатые решетки. Каменные столбы. Навратная ротонда, как украшение ограды. В ограде церквей села Кесьма тоже, как свидетельствуют другие фотографии, были такие навратные ротонды.
Церковь Успенья Пресвятой Богородицы в селе Ламская пустынь.
К сожалению, погост Ламская пустынь много лет уже предан забвению. Не осталось не села, не церквей. Поглотили все воды Рыбинского водохранилища. Свидетельство о минувшем только эта фотография. На фотографии каменная церковь Успенья Пресвятой Богородицы, ограда с каменными столбами и узорчатыми железными решетками. Красивая навратная ротонда. Обращаем опять внимание, через решетки ограды обозримо видно и церковь, и кладбище.
Село Никола - Реня. Церковь Успенья Пресвятой Богородицы.
К сожалению, нет уже не села Никола Реня, ни этой церкви. Только фотография русского художника Ивана Яковлевича Билибина.
Но вот, что нас на данный момент волнует, ограда около церкви и погоста деревянная, на деревянных же столбах. С деревянными решетками. Сквозь решетки видим обзорный вид кладбища.
Весьегонск. На старой фотографии, вид церкви Святой Троицы.

На фотографии, как мы видим опять привлекает внимание церковная ограда. Она идентична предыдущим фотографиям. Каменная ограда, с каменными столбами и прозрачными решетками. Так что вот еще одно свидетельство, помогающее нам.

Весьегонск. Церковь Рождества Богородицы. В народе еще называли по одному из приделов церковь Святых Кирика и Иулиты.

Внимание, мои дорогие читатели. Церковным старостой данной церкви состоял много лет Федор Никитич Глинский. За усердие представлен епархиальным ведомством к награждению серебряной медалью. А на фотографии 1913 года при церкви ограда с навратной ротондой, каменными столбами и просматриваемое за церковной оградой кладбище.
Ну, а теперь вернемся к началу нашей экскурсии. Троице-Пятницкий женский монастырь. Мое предположение – почему это монастырь, а не церковь в селе Чамерово? Во-первых, я вас уже познакомила с оградами в Баскаках, Кесьме, Николе-Рене и Весьегонске. Других, подобных упомянутым старых фотографий пока не обнаружено. Кто его знает, может и еще будут фотографии, свидетели прошлого.


Монастырь – это сложная организация, ибо в условиях хозяйственной автономии он должен отвечать всем потребностям достаточного количества людей, как духовным, так и материальным. В монастыре расположены строения для внутренней жизни монашества. Закрытая от посторонних глаз жизнь. Плотная ограда была своего рода духовной санкцией в качестве «огражденного рая» или «рая за оградой», вознесенного над мирской суетой места созерцания и молитвы. Ограда – это психологическое и физическое препятствие, ограничивающее свободу монахини, послушницы и трудницы. Замкнутое пространство, укрепляющее чувство общности. Вход за ограду, на территорию монастыря позволяли только в престольные праздники на службу. С позволения матушки игуменьи можно было выйти за пределы ограды и войти на территорию монастыря. Примечательно, что в описании монастырского хозяйства – гостиницы и дома для приезжих стояли за церковной оградой. Дома священников, причта и гражданских лиц тоже за пределами ограды. Для консультации отправлена данная загадочная фотография Татьяне Орловой. Татьяна Ивановна подтвердила, что это Троице- Пятницкий женский монастырь.
Фотография села Чамерово. Красивая акварель 1914 года. Художник М. Петров. 
На акварели главный объект конечно церковь. Я вижу церковную ограду, с навратной ротондой, калиткой. Но вот ограда художником выполнена одним мазком кисти. Что не подтверждает и не отрицает проблему нашего исследования.

Благодарю Елену Коцман и Нину Захарову за такую интересную фотографию. Благодарю Татьяну Снеткову за акварель. Самые большие благодарности Татьяне Орловой.

Источники:
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. -Тверь.1901.
Ларин Г.А. Весьегония: Словарь-справочник. /Г.А. Ларин. – Москва: Ключ- С, 2010.
Лебедев Л.А. Село Баскаки Весьегонского уезда Тверской губернии: историко- археологический очерк. /Л.А. Лебедев; Твер.учен. архив. комис. – Тверь,1903.
Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь. 1914.

Елена Селифонова. Библиотекарь. Село Кесьма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий