среда, 22 января 2020 г.

Блокадники, свидетели беды...

"Блокадники, свидетели беды, 
страданьями отмеченные лица… 
В Неве так много утекло воды – 
но прошлому вовеки не забыться..."
Семен Ботвинник

Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941-1945 годов была блокада Ленинграда. Она продолжалась 900 дней. В кольце блокады оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Ленинградцы подверглись страшнейшим лишениям и пыткам: холод, голод, непрерывные бомбежки… Снята блокада была 27 января 1944 года. Этот день решением Российского правительства объявлен Днем воинской славы России. Но в памяти выживших (и не только - всех россиян) навсегда остались эти страшные дни. 
Среди них – уроженка города Весьегонск Зоя Александровна Образцова, кандидат геолого-минералогических наук, профессор кафедры полезных ископаемых ЛГУ, автор многих научных работ, учебных пособий, участница Великой Отечественной войны.
 Девятнадцатилетняя студентка второго курса геологического факультета Ленинградского государственного университета с июля 1941 года участвовала в оборонных земляных работах, училась на кратковременных курсах медсестер, одновременно работая санитаркой в военном госпитале на Староневском проспекте. К 60-летию Великой Победы она поделилась своими воспоминаниями в статье «Боль проснулась, ударив в сердца…», опубликованной в №5, 6-7 журнала «Санкт-Петербурский университет» (2005). Мы предлагаем вам несколько небольших отрывков из этих воспоминаний. 
«Я принадлежу к поколению воевавших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Война глубоко вошла в мою душу, и потребовалось время, чтобы вновь и вновь, возвращаясь к дням своей юности, осмыслить пережитое и увиденное, чтобы найти в себе силы рассказать и написать что-либо о прошедшем…».
«Впоследствии в разные отрезки жизни я задавала себе вопрос – почему не искала в то время путей для выезда из Ленинграда в тыл к родным, в более спокойную остановку? И всегда приходила к одной и той же мысли: семья и школа, университет и комсомол, а так же великая русская литература с их торжеством справедливости, с причастностью каждого ко всему происходящему в стране выработали в большинстве из нас (я имею в виду мое поколение) нравственную основу, определившую всю дальнейшую жизнь. В этой жизни чувство долга стояло превыше всего, а честность и бескорыстие ценились дороже денег и достатка…».
«Шел сентябрь, блокада Ленинграда уже началась. Все сильней давал себя знать голод. Тяжело раненых и больных кормили получше. Я приносила из пищеблока пшеничный хлеб, суп, чечевичную кашу и тощую горстку леденцов. Но мои раненые есть не могли, и продукты шли в другие палаты, а вот леденцы отдавали мне, и я подкрепляла свои силенки, чтобы продержаться на ногах 24 часа (столько длилось дежурство)…».
«Ледовая «Дорога жизни» … уже начала функционировать. Мы еще не были обмундированы, я была в легком пальтишке и рваных валенках. Дорогу интенсивно бомбили и обстреливали. Перед погрузкой на машины нам выдали по 400 грамм хлеба и куску селедки, это «лакомство» было тут же съедено. Мороз был 30 градусов, трещавший лед заметала пурга. Несколько машин с людьми и оборудованием ушли под лед, но от нас тогда это скрывали…».

Журнал с дарственной надписью, подаренный Зоей Александровной Образцовой, бережно хранится в фонде Весьегонской библиотеки и предоставляется всем пользователям.

вторник, 14 января 2020 г.

Свет библиотеки

История Больше-Овсяниковской библиотеки,  как и многих других библиотек, начиналась с избы-читальни. 
Во время Великой Отечественной войны наша библиотека не работала, не до чтения людям было. 
После войны, в 50-х годах, колхоз выделил дом под избу-читальню, получивший название «Народный дом», в котором не было штатной единицы, но люди приходили в него побеседовать, почитать газеты, на всякие собрания да и на пляски под гармонь. 

В 1961 году построили огромный, красивейший двухэтажный клуб, в котором нашли и комнатку под библиотеку. Заведовал этим один человек, который был и завклубом, и библиотекарем. Но недолго это здание считалось учреждением культуры, колхоз разрастался, процветал и прославлялся. Вот и решили, что это здание будет Правлением колхоза. Ну, а для клуба с библиотекой нашли сарай, очень и очень холодный. 
Вот, в этом то здании и находилась Больше-Овсяниковская библиотека в самый пик читаемости. Библиотекари, работающие здесь, грелись на улице, а читателей было очень много, просто очереди за книжками, которых всегда не хватало. А интересы у людей всё возрастали. Уж очень наш народ любил читать про себе подобных, деревенских жителей, да про историю и войну. Нарасхват в те годы были книги писателей-деревенщиков, историков, а чуть позже также с азартом стали читать и детективы, фантастику, любовные романы. Так бы и жила библиотека вместе с клубом, если бы не пожар в 1992 году. 
Экстренно переселили библиотеку в здание по соседству с медпунктом, по крупицам собрали фонд из многих библиотек района. 
Библиотека прижилась, обустроилась в новом здании, а вот клубу было уже не суждено существовать. Читателей по-прежнему было много, библиотека процветала. 
Но, вот опять невезение для библиотеки - снова переезд. Здание потребовалось под офис врача общей практики. Это здорово, что в деревне появился врач, а вот библиотеке нашли крохотное помещение в здании интерната школы, впритык к кочегарке. Почему-то библиотеке на селе часто отводилось, чуть ли не последнее место, руководители колхозов, специалисты считали, что книги - не главное в жизни, главное - хозяйство. 
Вера Александровна Рябова, работавшая в библиотеке в то время, грустила очень, плакала, но перевозила на саночках свои любимые, дорогие книжки в новый, неуютный дом на отшибе деревни. Обустроилась снова, повесила белоснежные занавесочки, красиво расставила по отделам книжки и зажила трудовой библиотечной жизнью. Очень старалась Вера Александровна навести красоту в библиотеке, красила стеллажи, стены, оконные рамы. Всегда поддерживала порядок. Но здание старое, потолок стал сыпаться, стены трескать, косяки рушиться. Что же делать в таком случае женщине? Смириться и работать: проводить мероприятия, экскурсии, ходить на занятия в школу, прилежно вести документацию и обслуживать многочисленных читателей и постоянно мыть, убирать сыплющиеся с потолка побелку и мечтать о библиотеке будущего - о красивом и тёплом помещении, в котором все удобства для любимой работы. Милой Вере Александровне, по стечению обстоятельств, пришлось уйти из библиотеки. Но мечты, мечты её все-таки сбылись. 
В мире произошли большие перемены, которые добрались и до нашей глубинки. С появлением в библиотеке интернета пришлось по-иному взглянуть на свою роль, пересмотреть свой статус. Те заядлые читатели (старшее поколение) 80-х уже не в состоянии посещать библиотеку. Ну и ничего, не будем дожидаться читателя, а пойдём к нему сами. Пошли. Читателя не потеряли, ходим до сих пор. 

Как-то надо поднять интерес людей к чтению и библиотеке. Но как? Ответ прост. 
Самому библиотекарю полюбить страстно народ, живущий здесь и начать собирать сведения об истории края, в котором мы живём, о жизни наших предков и традиций. Самый лучший и достоверный источник информации – это живой человек, память которого чиста, и он открыт для общения. Только вот человек на земле не вечен, и надо успеть спросить, записать, увековечить. 

Сбором такого краеведческого материала и занялась библиотека. И ведь сработало! Заинтересовались все, стали присылать информацию даже из-за границы. На сегодняшний день библиотека имеет огромный документальный и фотографический архив. Более 20 краеведческих изданий библиотеки. 

Занимаясь проектами «Летопись ушедших деревень» и «Летопись российских деревень» библиотека выиграла в 2016 году 100 тысячный грант. Сказка! 
Конечно же было решено приобрести мультимедийный проектор для показа созданных видеороликов, появились новые стеллажи и новая дверь (старая то совсем была плохая). Но, опять, как же всё это красивейшее богатство разместить в здании с треснутыми стенами и обрушенными косяками? Решено - своими силами сделать ремонт. Сказано - сделано. И библиотека засияла, исчез запах затхлости, всё теперь беленькое, чистенькое. 
Появились новые силы, желание работать активнее. Создали мини-музей. Насобирали множество экспонатов. 
Библиотека тесно работает со школой. Дети самые активные ее читатели. Счастье видеть любопытные личики ребятишек, которым ещё всё интересно и хочется много всего узнать. Библиотека для них - это радость, где можно отдохнуть, послушать интересные истории, получить ответы на вопросы, посмотреть мультик и высказать своё мнение. 
Молодёжь тоже с удовольствием посещает библиотечные мероприятия, нужно только не лениться и суметь их заинтересовать. 
Стали увлекательными краеведческие вечера с показом на большом экране слайд-шоу об истории деревень. 
Постепенно стали возобновляться традиции: жители собираются здесь на Пасху, в Крещение, на Троицу. Библиотека стала организатором комплекса мероприятий ко Дню Победы и шествия Бессмертного полка. 

Деревня зашевелилась, встряхнулась от спячки. Люди стали собираться, встречаться, обниматься, и в адрес библиотеки посыпались многочисленные благодарности и добрые пожелания. 
Отрадно, что библиотека способствует продвижению чтения на селе, возобновились «громкие читки» и стали одним из любимейших для детей мероприятием. Красочные выставки тоже развивают интерес к книге. 
Наша библиотека на сегодняшний день остаётся единственным в деревне функционирующим учреждением культуры, местом встреч и общения, где любят книгу и желают сюда приходить. 
Библиотека сейчас процветает, и очень нужна всем. 
Пусть она и маленькая, но зато уютная и гостеприимная. Главное ведь не размер, а содержание. 
А в нашей библиотеке всегда светит солнышко, потому что она вся пропитана любовью. 

Елена Гулина

воскресенье, 12 января 2020 г.

Весьегонск. 1941 год

1941 год. Приход этого рокового года для нашей страны и судеб советских людей не принёс с собою радости и для сотен юных весьегонцев, учившихся многие годы в прекрасном здании бывшей гимназии. 

Последний раз они провели здесь свой новогодний школьный вечер, посидели за партами в своих классах. И в январе 1941 г., во время зимних каникул, учащиеся Весьегонской средней школы с грустью прощались со своей “альма матэр”, помогали перевозить школьное имущество и учебные пособия в здание бывшей двухэтажной воинской казармы на ул. Красного Спорта, приспособленной под среднюю школу. 

А грустить было о чём. 
Приведём частицу воспоминаний О.И. Образцовой, окончившей в 1916 г. Весьегонскую женскую гимназию: 

“По рассказам старожилов, с торжественным молебном были заложены первые камни фундамента будущего здания гимназии. Все рабочие-каменщики и подрядчик были в красных рубахах, подаренных им по этому поводу. На юго-западном углу будущего здания в большом камне был сделан отсек в виде чаши, куда присутствующие кидали звонкую монету в знак прочности строения и процветания гимназии. 

В 1907 г. из тесных классов деревянного здания, где с трудом можно было пройти между рядами парт, придвинутых к стенам, нас перевели в новое каменное здание гимназии. К этому времени не только были сняты строительные леса, но и расчищены и утрамбованы панели улиц, прилегающих к зданию, и очищен просторный школьный двор. В новом здании с центральным водяным отоплением было всё необычно, массивные двойные двери с парадного входа, просторная раздевальня, широкие коридоры, высокие потолки в классах, большие залы, а главное, обилие света. Белые потолки и стены, заканчивающиеся голубой панелью, не поглощали солнечных лучей, проникающих через удивительно прозрачные стёкла больших окон. Особенно хорош был двусветный актовый зал второго этажа, на стенах которого висели в тёмно-красных застеклённых рамах портреты русских писателей, а со средины потолка спускалась красивая люстра. В зале стояли венские стулья, новый концертный рояль, покрытый тёмно-красным суконным чехлом…” 

Несмотря на то, что со дня строительства гимназии ко времени переноса города прошло более тридцати лет, здание выглядело снаружи и изнутри превосходно. 
Строили на века. Так уж случилось, но весьегонским ученикам пришлось распроститься с хорошим школьным помещением и утешаться только светлыми воспоминаниями. 
А приспособленная под школу казарма оставалась казармой, где было печное отопление, классы тесные, света мало, спортзала вообще не было, удобств мало. 
Когда начали разбирать здание “гимназии”, многие ученики бегали смотреть и переживать. В один из зимних дней роняли целиком массивную соборную колокольню. Она упала на торговую площадь, подняв в воздух облако снежной пыли. От тяжёлого глухого удара задрожала земля. Город на глазах пустел. К весне от бывшего Весьегонска остался у Мологи обширный дикий пустырь с грудами битого кирпича, белеющими пнями выпиленного городского сада и берёзовых аллей на улице Софьи Перовской. 
Выпиливание городского сада
Повсюду среди рыжей прошлогодней травы виднелись кучи всякого мусора и прочего хлама. Печальное зрелище. Словно Мамай прошёл. 

Разборка здания продовольственного магазина, бывшего дома торговца Котина
Разборка здания нарсуда, бывшей земской управы
Разборка здания райпотребсоюза
Разборка здания городского училища
А на новых местах жители продолжали достраивать свои перевезённые дома. Радовались весне, теплу, готовились садить огороды.
Первые перенесенные дома в поле
Улица Кирова на новом месте

Из книги:
Купцов Б.Ф. Весьёгонск : Вехи истории : [В 2 кн.] / Борис Купцов. — Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 1997. — Кн. 1. — 320 с.

пятница, 10 января 2020 г.

Он не случайный гость земли родной

Светлой памяти Г.А. Ларина посвящается

12 января исполняется 70 лет со дня рождения Геннадия Андреевича Ларина (1950-2016), краеведа, учителя Большеовсяниковской школы, Почетного гражданина Весьегонского района, автора книг: «Весьегония» (2010), «Весьегонский край» (2009), «Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области» (1994). 
Родился 12 января 1950 года в д. Слуды Лекомского сельсовета (затем Егонского сельского поселения) в крестьянской семье.
Окончил Весьегонскую среднюю школу № 2, затем исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. М.А. Шолохова).
С 1973 по 2012 год работал в Большеовсяниковской школе учителем истории и географии. Работу учителя совмещал с серьёзной исследовательской деятельностью в области весьегонского краеведения. В школе руководил краеведческим кружком, приобщая школьников к исследовательской работе, формируя у них любовь к малой родине, уважение к людям, прославившим весьегонский край трудом, достижениями, творчеством. Участники его туристско-краеведческого кружка представляли Тверскую область на Всесоюзном слете юных краеведов России в г. Владивосток, направлялись во всесоюзный лагерь «Артек».
Геннадий Андреевич постоянно занимался исследовательской деятельностью в области весьегонского краеведения.
Первая книга, изданная Геннадием Андреевичем – «Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области» (1994). В ней даны сведения по истории, культуре, экономике, природе Весьегонского края, она стала настольной книгой учителей и школьников района, источником бесценной информации.
Три работы Г.А. Ларина были опубликованы в краеведческом альманахе «Весьегонск»: «Фёдор Измайлович Родичев: штрихи к портрету» (2006), «Формирование территории Весьегонского края в 13-16 веках» (2007), «Весьегонский край в 17 веке» (2009).
Геннадий Андреевич является автором текста книги «Весьегонский край» (2009).
Итог тридцатилетних краеведческих изысканий автора - словарь-справочник «Весьегония» (2010). В этой книге собрана информация обо всех значимых природных объектах края, его селах и деревнях, в том числе давно исчезнувших, о промышленных предприятиях и истории развития образования, здравоохранения и культуры, о дворянских родах, около 200 биографических справок, посвященных наиболее ярким личностям, и многое-многое другое. Словарь-справочник удостоен диплома за лучшую работу по краеведению в масштабе Российской Федерации (март 2011 г.) и назван «лучшим региональным энциклопедическим изданием за последние 20 лет».
Г.А. Лариным подготовлена рукопись «Весьегонские думцы».
Он публиковался на страницах газеты «Весьегонская жизнь».
Собрал значительный архивный материал, нигде ранее не использованный.
Решением Собрания депутатов Весьегонского района (от 25.03.2011 № 252) Геннадию Андреевичу Ларину присвоено звание Почетный гражданин Весьегонского района.
Г.А. Ларин был читателем и другом нашей библиотеки. Активным членом краеведческого клуба «Весь», посетителем краеведческих мероприятий, проводимых библиотекой. 
В читальном зале библиотеки

На одном из мероприятий

На первом заседании краеведческого клуба "Весь"
К 70-летнему юбилею краеведа в читальном зале библиотеки оформлена выставка-память "Человек рождается для добрых дел".

Список работ
1. Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450 [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр. — Библиогр.: с. 430—434 (170 назв.). — Указ. имён: с. 435—449. 
2. Весьегонский край / Адм. Весьегонского р-на, Ассоц. Твер. землячеств ; сост. Г.А. Ларин. — [Весьегонск] : б. и.], 2008. — 30с. : ил. 
3. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / сост. Г.А. Ларин. — Тверь, Тверское кн.-журн. изд-во, 1994. — 150 с. 
4. Ларин Г.А. Родичев Федор Измайлович: штрихи к портрету // Весьегонск : краеведческий альманах: [в 3 кн.]. — Москва-Весьегонск, 2006. — Вып.1. — С. 183 -242. 
5. Ларин Г.А. Формирование территории Весьегонского края в веках // Весьегонск : краеведческий альманах: [в 3 кн.]. — Москва-Весьегонск, 2007. — Вып. 2. — С.185-210. 
6. Ларин Г.А. Весьегонский край в 17 веке // Весьегонск : краеведческий альманах: [в 3 кн.]. — Москва-Весьегонск, 2009. — Вып. 3. — С. 63 – 102. 
О нем 
1. Зелов Н. "Встречи на Никольской" / Н. Зелов // Весьегонская жизнь. - 2012. - 5 июня (№ 22). - С. 5. 
2. Зелов Н. День тверской книги / Н. Зелов // Весьегонская жизнь. - 2011. – 20 декабря (№ 51). - С. 2. 
3. Зелов Н.С. Энциклопедия Весьегонского края / Н.С. Зелов // Весьегонская жизнь. - 2011. - 8 февраля (N 5). - С. 5.
4. Петров М. Путешествие в страну Весьегонию / Михаил Петров // Весьегонская жизнь. - 2011. - 12 апреля (N 14). - С. 5.: фото. 
5. Зелов Н. Весьегонский край / Н. Зелов // Весьегонская жизнь. - 2008. – (N 42) – 21 октября. - С.5.