понедельник, 8 сентября 2014 г.

Старые фотографии, свидетели ушедшей эпохи.


Сегодня мы предлагаем Вам, наши уважаемые читатели, совершить экскурсию в прошлое,  посетив нашу выставку  ретроспективных документов.
Седая старина… остались сегодня от былого только  памятные даты прошлых событий, да старые фотографии. О прошлом повествуют исторические справочники: село Баскаки впервые упоминается в 1445году. Деревня Можайка, рядом с селом Кесьма, упоминается в документах как великокняжеская деревня в 1552 году.
В 1591 году впервые упоминается село Кесьма, которое с окрестными деревнями и Устюжной вошло в Углический уезд.
У Сергея Михалкова есть такие строки: «Помолились люди Богу и построили посад». Так и в Кесьме построили, помолясь Богу, посад, а при посаде 
церковь.
Первая церковь, стоявшая на горе, была очень древняя и к 1668 году разрушилась. Но свято место не осталось пусто. И на это место поставлена деревянная церковь Живоначальной Троицы. Рядом расположилось сельское кладбище, а с северной стороны  красивая веранда. Просуществовала она довольно долго и была разрушена в 1940 году.

В 1775 году рядом с деревянной начато строительство белокаменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на средства семьи дворян Батюшковых. Разрешение на строительство ходатайствовал перед Тверской Епархией Андрей Ильич Батюшков и сын его Семен Андреевич. Первый из рода Батюшковых владелец дворянской усадьбы в селе Кесьма. Строили долго, целое столетие. 

Колокольня поставлена на народные средства в 1870 году. Во всей красе вид церквей и погоста. В гостях у Ивана Семеновича Батюшкова бывал неоднократно поэт Константин Батюшков, а в храмах наших просил у Господа избавления от тревог и волнений.В 1916 году фотограф из Петербурга П. Покрышкин получил от Священного Синода задание составить описание и сделать фотографии церквей Российской провинции. Так появилась фотография кесемскойцеркви. А помимо этого фотограф в частном порядке заснял у церкви молодую женщину с младенцем.
В средине прошлого столетия вандалы обезглавили Церковь Рождества Богородицы. Стоит она без колокольни. От былой красоты ничего не осталось. И главная, самая заветная цель была найти фотографию церкви в первоначальном виде. На фотографии два варианта проекта колокольни. Установлен был вариант, представленный слева.
 Ну и последняя фотография. Село Кесьма в базарный день. Закончена торговля, «площадники (так звали в селе торговцев заезжих) сложили свои палатки и шатры. А фотограф запечатлел кесемчанок с детьми у церкви на площади. При подготовке выставки использованы семейные альбомы кесемчан, а также фотографии из книг: Ларин Г.А. «Весьегония», Кондрашов А.И. «Храмы Весьегонского района», журнал « Всемирная иллюстрация», сборник «Свод памятников архитектуры и искусства России. Тверская область». Фотография из архива Марата Михайловича Верхоланцева.



Е.Селифонова. Библиотека. Село Кесьма.


Комментариев нет:

Отправить комментарий