вторник, 20 ноября 2018 г.

В поисках остатков «Великого» моста


20 ноября 2018 года группа людей, увлеченных историей своего родного города, отправилась на очередную экскурсию. 
А поводом послужила знаменательная дата – 100-летие со дня возобновления строительства первой в Советской России железной дороги «Овинище-Суда», начатой в 1916 г. 
Чтобы соединить Весьегонск и Суду, необходимо было не только построить земляные насыпи, уложить рельсы, но и построить мост через реку Молога. Руководил его строительством – военный инженер Н.Н. Лукницкий. Этот мост был уникальным (об этом не раз уже писали в различных источниках). Расположился он в нескольких километрах от «старого» города, около д. Дели (теперь ул. Дельская). Мост был деревянный, протяженностью более 500 метров. Несмотря на то, что по нему через некоторое время уже проходили рабочие поезда – он остался недостроенным и был законсервирован. А в 1923 году и вовсе распилен на шпалы. Если бы мост сохранился, то мог стать памятником строительного искусства. 
С целью найти хоть какие-либо остатки этого моста, и отправились краеведы в путь. Доехав на машинах чуть дальше, чем до бывшего заводоуправления ДОКа-15, вышли на «мыс» (место, где Живенский ручей впадает в Мологу). 
И пред нами во всей поздней осенней красе предстала застывающая река. Напротив, за Мологой, отчетливо виднелся остров, именуемый горожанами «Трехгорка».
Сначала мы проверили крепость льда около берега Чухарного ручья и Мологи.

Затем свернули налево, и пошли по отмели вдоль Мологи. Слева от нас оставалась территория, ранее принадлежавшая деревообрабатывающему комбинату. 
Первое, что встретилось нам – вот это интересное сооружение. 


А далее были завалы из старых бревен и мотки старой проволоки (наверное, ею когда-то давно была скреплена, прибывшая на ДОК древесина). 
Полюбовались гнездами ласточек, устроенными в высоком берегу Мологи.
Попадались нам заросли камышей.
И вдруг перед нами возник небольшой ручеек, о котором мы и не знали. 
Огибая непроходимый участок, вынуждены были пройтись по близлежащей улице, которая привела нас к железной дороге.

Свернув направо по «железке», прошли по мосту через Чухарный ручей и оказались на заброшенной территории бывшего леспромхоза. 

Там мы увидели лежавшие на земле шпалы и возвышенность, тянувшуюся к Мологе. 
Снова вышли на берег.


Нам неоднократно на отмели попадались вбитые в землю остатки бревен или свай. Их происхождение пока для нас осталось загадкой. 
А завершился наш поход напротив Приморского парка.
Пройдя по улице, носящей имя Г.Т. Степанова, вышли на главную улицу города и свернули к библиотеке.
Наша экскурсия удалась. И пусть мы не смогли найти очевидных остатков моста, но зато многое увидели, общались, делились впечатлениями от увиденного и каждый из нас был в какой-то степени экскурсоводом.
Уважаемые жители города (и не только)! 
Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: если Вы знаете что-либо о строительстве железной дороги, моста, может быть, у вас сохранились фотографии тех лет – поделитесь с нами вашей информацией. Мы будем Вам очень благодарны!.

1 комментарий:

  1. ЖД ветка шла через терриорию Весьегонского ЛПХ, но в начале 2000-х после закрытия предпиятия Рельсы были демонтированы.

    Вот карта как проходила ветка: https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A9322a2bff57871437fb69465a70c488f746a971650a97b346f6ff13298ce2efe&source=constructorStatic

    Вбитые сваи (около ЛПХ), остатки одной и плотомоек, раньше по ним шёл помост к плавающим в воде 2-м большим бакам с которых полоскали одежду.

    Деревянные столбы тоже остатки деревянных плотомоек.

    Про строительство моста есть статья в одном из журналов наука и жизнь.

    ОтветитьУдалить