среда, 12 декабря 2018 г.

Из сокровенной памяти старожилов


Борисова Зинаида Константиновна

родилась в 1928 году в г. Пестово Новгородской области в семье Цветковых: Константина Ивановича (1898 – 1943) и Анны Поликарповны. Была вторым ребенком, в семье подрастал старший брат Анатолий (14.01.1925-25.01.1945). 
В 1930-х годах отца перевели на работу в Весьегонский леспромхоз. С тех пор и до окончания Весьегонской школы, Зина с семьей жила в этом городе. 
Сначала семья Цветковых жила на различных квартирах, потом купили дом и обосновались в конце деревни Дели (теперь улица Дельская). После окончания Краснохолмского педагогического техникума Зинаида 4 года работала в одной из школ Сонковского района. Окончила Калининградский педагогический институт. Вышла замуж за уроженца г. Весьегонск Николая Борисова (… - 1986). Будущий муж был военным, поэтому молодая семья сразу же отправилась в «путешествие». За 32 года совместной жизни они жили в Германии, Прибалтике, Литве, Сирии, Украине. Муж умер рано, и она осталась одна с двумя взрослыми детьми. 
В 1993 году Зинаида Константиновна вернулась в родной Весьегонск, где и живет по сей день. В этом году она отметила свой 90-летний юбилей. 
И вот на днях мы отправились к ней в гости, чтобы услышать рассказ о ее весьегонском детстве, которое прошло рядом с тем местом, где 100 лет назад велось грандиозное строительство деревянного моста через реку Молога. 
р.Молога. 2018 г.
К сожалению, подробностей строительства моста и железной дороги, она не помнит – ей никто об этом не говорил. Но в ее памяти сохранились торчавшие из воды сваи от бывшего моста, насыпи, по которым шла железная дорога, подходившая к Мологе.
Деревня Дели в то время по количеству домов была гораздо меньше, чем теперь улица Дельская. Последний дом принадлежал Бариновым-Самошкиным. Далее к югу шла большая открытая площадка, на которой стоял большой столб, именуемый жителями «гигантом». К этому столбу привязывалась веревка, с помощью которой качалась местная детвора. 
На месте построенной позднее конторы ЛПХ стоял небольшой домик, который обходили справа, чтобы пройти на железнодорожную станцию. С перенесением леспромхоза на новое место, эта территория была огорожена и появились ворота. Там, где сейчас проходит улица Дружбы, располагались картофельные поля жителей.
Перед войной колхоз, ранее созданный в этой деревне, был ликвидирован (наверное, в связи с образованием Рыбинского водохранилища). Жители продавали свои дома и многие уехали в Гатчину. Один из таких домов был куплен Цветковыми и семья, наконец-то, после долгих скитаний по чужим квартирам приобрела собственное жилье. 
Влево с улицы шло несколько прогонов, ведущих к реке.
Молога была в то время гораздо меньше, протекала узкой лентой.
Со стороны Весьегонска сначала река была мелкой, что очень нравилось местной детворе, потом глубина увеличивалась. Берега были очень высокие (так казалось детям), местами крутые.
На другой, левой стороне Мологи, тоже была насыпь (остатки бывшей ветки «Весьегонск - Суда»), с которой ребятишки из близлежащих домов зимой катались на санках. Зинаида Константиновна хорошо помнит пароход «Гаршин», который ходил по Мологе, издавая такие звуки лопастями: «хоп-хоп-хоп…».
Из-за реки в годы войны они с матерью возили на санках дрова для отопления дома (отец и брат – участники Великой Отечественной войны). Сами пилили их и кололи, а если возникали какие-либо трудности с колкой – звали на помощь братьев Пуховых, готовых помочь всегда. 
На фото: леспромхоз, справа -К.И.Цветков
"Старая техника" - так названо это фото у владельцев
В конце 1930-х годов на территорию, где проходила железная дорога, был переведен леспромхоз, который до этого находился, приблизительно, напротив современного Приморского парка (сейчас это место затоплено). 
Помнит Зинаида Константиновна и старый город. И в первую очередь, она вспомнила мощеную мостовую на главной улице, здание гимназии, городской сад.
Жители деревни Дели в начале 1940-х гг. ходили туда дорогой (улицы Маяковского еще не было, новый город только начинал застраиваться).
По этой дороге Зинаида «бегала» на танцы в клуб, который в 1943-1944 годах располагался в здании бывшей Троицкой церкви. Там в то время был тапером Б.А. Расцветаев, который играл «полечки», «фокстроты», … Еще в то время был винзаводской клуб и клуб ДОКа. 
С большой теплотой и не раз Зинаида Константиновна вспоминала о своих подругах и сокурсницах Лидиях: Шагиной (Румянцевой) и Соколовой. Дружба с Л. Шагиной продолжается и по сей день (Соколовой уже нет в живых). 
Рассказ Зинаиды Константиновны перемежался с рассматриванием семейных альбомов, оформленных ею с трепетом и любовью. Почти каждое фото сопровождалось надписью. Перед нами оживала история семей Цветковых-Борисовых. И, поверьте нам, рассказ был увлекательным и познавательным. 
Мы с благодарностью распрощались с гостеприимными хозяевами – Зинаидой Константиновной Борисовой и ее дочерью Ириной Николаевной, получив разрешение опубликовать эти воспоминания и две фотографии Весьегонского «старого» леспромхоза, где работал К.И.Цветков, и обещанием придти снова, чтобы услышать бесценные воспоминания весьегонской долгожительницы о Весьегонске середины XX века.
Фото из архива Борисовых, Е.Котиной, Г.Савельевой

1 комментарий:

  1. Цитата:"За 32 года совместной жизни они жили в Германии, Прибалтике, Литве, Сирии, Украине". Как будто путь мой, т.е. наоборот, я шел этим же путем по службе в Советской Армии. Тоже помню очень хорошо наш добрый работящий Гаршин, который безотказно перевозил нас с левого берега в Весьегонск по различным делам, т.к. в наш райцентр Коротово было далеко и не удобно попадать! Тем более железная дорога была от нас очень далеко, в КаДуе или Суде. А наши люди ездили и в Ленинград и Москву, особенно зимой. Везли на продажу сушеные грибы, мороженые ягоды и рыбу, там покупали на "барахолках" разные вещи, которых тогда не было в свободной продаже в магазинах. Наш дом в селе Средний Двор тоже попадал в зону затопления и пришлось его продавать и переезжать в пос Отрадное под Ленинградом, где был куплен новый дом. Отца в нашей семье уже не было (погиб 22.12.1939 года на Финской войне). Не думали , не гадали, что через несколько месяцев попадем в оккупацию! Вернулись домой только летом 1945 года. О жизни в оккупации может б. напишу позже.

    ОтветитьУдалить