понедельник, 19 июня 2017 г.

Мое внесемейное счастье. Библиотекарь не профессия, библиотекарь – образ жизни

Конец 70 –х годов прошлого века… Уверенная в своих библиотечных знаниях (которых, как позже оказалось, очень мало) 18 летней барышней перешагнула порог весьегонской центральной библиотеки, чтобы остаться в ней на целых 40 лет
Небольшого роста, аккуратно и скромно одетая директор библиотеки Лапенкова Галина Васильевна встретила «молодого кадра» улыбкой. Первым делом познакомила с коллективом библиотеки, в то время работали: Воронова Т. Н., Тихонова Т. И., Бобошина Л. И., Блинова З. В., Гришина А. М., Ольховская Т. Л., Кузнецов Ю. В., Дубинина Т. Е., Васильева З.А., Каплева Л. М., Романова Л. Н.
Ольховская Т. Л.. Васильева З. А,,Бобошина Л. И., Гришина А.М.
Для начинающего библиотекаря передвижной отдел - начало всех начал. Собираешь книги, садишься в библиобус, и в путь. Шофер наш – Петр Васильев, любил шутить, где - нибудь посреди дороги говорил: «Все, дальше не едем, сломались, вылезайте», а сам смеется. Обслуживали не только предприятия в городе Весьегонске, но и дальние деревни, в которых нас ждали. Книг привозили много, особенно осенью, читать в деревнях любили.

Так бы и шли мои библиотечные дни в передвижном отделе, если бы Таня Маркова не вышла замуж и не уехала бы со своим мужем на север.
Переселилась я на второй этаж, в читальный зал библиотеки, где и начались мои настоящие библиотечные будни. В читальном зале стояло шесть полированных столов, как и положено, за столами стулья, за которые нужно было осторожно садиться, ножки стульев шатались. По стенам, в тон столов, стояли большие книжные шкафы, дверцы которых были слегка открыты, столько было в них книг большого формата. На видном месте книги в темно – синих обложках – собрание сочинений В.И. Ленина и слегка потрепанные (значит, читали) бордовые корешки БСЭ. Эти книги передвигать было нельзя, и они много лет так и стояли в отведенном им месте.
Собрание сочинений В. И. Ленина

Большая советская энциклопедия
Впечатлило огромное количество прекрасных альбомов по искусству (они до сегодняшнего дня сохранены). За полированной коричневой кафедрой находились три внушительно – крепких стеллажа, на которых стояли книги общественно – политической тематики. В основном это были труды В. И. Ленина и доклады партийных съездов.
 В то время была большая подписка на периодические издания, внушительная часть которых посвящалась тоже политике. Так что информационного голода читатели библиотеки не испытывали. И хотя почти каждая семья в Весьегонске выписывала свои журналы и газеты, в читальный зал библиотеки любили приходить: посидеть, полистать журналы и взять домой. В Советском Союзе газеты были, по сути, единственным источником проверенной и официальной информации. Советские люди доверяли советской прессе и были уверены: раз пишут в газете — значит так и есть, если в газете критикуют, то обязательно отреагируют. Я тоже в это свято верила.

Газета "Комсомольская правда" прошлого века
Вспоминается и замечательная подписка на «толстые» журналы, из которых особенно читали «Юность», «Наш современник», «Новый мир», «Нева», «Дружба народов». За этими журналами «охотились», их выдавали иногда всего на одну ночь, так как существовала очередь. И это не удивительно, редакторами журналов были Твардовский, Полевой, Катаев и другие маститые писатели. 
Литературно-художественные журналы 
Некоторые читатели, такие как Марат Верхоланцев, Саша Мартинсон, Виктор Фомин, Екатерина Ракова. Николай Виноградов, Андрей Сидоров, Галина Девяткина приходили обменивать журналы каждый день, пересказывая содержание. Вот и получалось все наоборот, читатели меня информировали, делая обзор журнала, а не я знакомила с новинками. Я же открыла для себя и страстно влюбилась в журнал «Иностранная литература», читала все, что было в нем напечатано. Библиотекари даже посмеивались, когда ждала очередной номер «Иностранки».
Читатель Михаил Серяков
Средняя школа была через дорогу и в большую перемену ученики приходили обменять книги и посидеть в читальном зале. Теперь эти читатели стали совсем взрослыми людьми, читают их дети, а я до сих пор помню разговоры и споры на разные темы. Главное, со многими мы остались хорошими друзьями, и, встречаясь, подолгу говорим. Сказать, что у женщин популярностью пользовались журналы «Работница» и « Крестьянка», значит ничего не сказать. Приходили с тетрадями, переписывали рецепты, стихи и песни, снимали выкройки.
Обложка журнала "Крестьянка"

Обложка журнала "Работница"
Все рейтинги сразу побил журнал «Burda», глянцевые страницы и красивые фотографии моделей которого завоевали сердца читателей всех поколений. Через год от этих журналов оставались потрепанные листы, а выкройки, как я не следила, таинственным образом исчезали. Журнал, действительно, заслуживал внимания, был для провинции яркой радугой.
Обложка журнала «Burda»

Актуальны в то время были и библиотечные плакаты, хотя, мне кажется, никто, кроме библиотекаря, на них не глядел. На листе ватмана рисовался крупно заголовок, три – четыре обложки книг украшали центр листа и в конце – призыв. Понятно какой – надо прочитать. Такие плакаты за один день было не нарисовать, уходило два – три дня рабочего времени. Два плаката, постоянно меняющиеся, с этим было строго, украшали простенки между окнами в читальном зале. Внизу плаката – кармашки с карточками – рекомендациями. На торце стеллажа плакат календарь – призыв, например такой. «1 Мая – международный день трудящихся! До праздника осталось 10 дней. Листок утром заменялся и до праздника оставалось 9 дней и т. д. А праздников в СССР было очень много, и плакаты, написанные плакатным пером, менялись почти каждый день. Наглядной агитации придавалось огромное значение, как и теперь, только называется это красиво – реклама.
 Почти все массовые мероприятия были связаны с именем В. И. Ленина, и самым популярным заголовком была тема «Ленин и Тверской край». Свое первое массовое мероприятие тоже помню, это был устный журнал « М. И. Калинин и Тверской край». Страниц (лист ватмана) было четыре, они переворачивались в виде листов книги. На каждом листе – отдельная тема и картинка. Ответственность была большая, выступить нужно было на партсобрании перед коммунистами в читальном зале библиотеки. И ведь слушали очень внимательно…
 В то же время стали организовываться и кружки по интересам. Инициатором такого кружка стали супруги Мартыновы. Нил Федорович занимался резьбой по дереву, и выставка его работ, словно связанное кружево, открыли первую встречу – выставку в клубе. На встречах читали книги вслух, обсуждали «толстые» журналы, звучали стихи. Этот клуб существовал долго, пока Мартыновы не уехали из Весьегонска. Это были мероприятия для души, и вспоминаю их со светлой грустью.
 В середине восьмидесятых годов родилась традиция проведения вечеров трудовой славы, посвящение в профессию, чествование трудовых династий. Такие встречи скрашивал супруг нашего библиотекаря А. М. Гришиной, участник Великой Отечественной войны, вернувшийся с фронта без ноги – Аркадий Дмитриевич Гришин. Развернув меха гармошки, он начинал играть мотив известной всем песни, а мы с задором подхватывали... Аркадий Дмитриевич очень любил лошадей, все про них знал, и, придя в библиотеку, подолгу про них рассказывал.
По его просьбе был выписан журнал "Коневодство в России".
Читатель библиотеки А. Д. Гришин
 Библиотечные будни

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий